Краткий обзор рынка связи и телекоммуникаций в Казахстане
Стремительное развитие общества требует большей мобильности, быстрой и качественной связи, полной информированности о происходящем в мире. Рынок связи развивается так же стремительно, как и сама связь. Пользователи различного рода связи требуют от провайдеров высокого качества обслуживания, что, в свою очередь, позволяет данному рынку развиваться довольно быстро и порождает здоровую конкуренцию между фирмами и компаниями, предоставляющими данную услугу.
Рассмотрим рынок связи и телекоммуникаций в Казахстане. По результатам опросов, проведенных компанией TNS Central Asia по одиннадцати крупнейшим городам Казахстана, в рамках исследования MMI, показали, что в Казахстане количество пользователей сотовой связи по сравнению с 2001 годом увеличилось практически на 14% и составило 24% в 2003 году. Рост также отмечается и в использовании Интернета: здесь увеличение количества пользователей в 2003 году составило 2% по сравнению с 2001 годом. Иную ситуацию можно пронаблюдать со спутниковой связью: здесь происходит сокращение числа пользователей практически на 6%, и в 2003 году количество пользователей данного типа связи составило 2% (см. Диаграмму 1).
Диаграмма 1 - Динамика использования средств связи
Рассмотрим социально-демографический профиль пользователей по каждому типу связи по данным MMI за 2003 год* (см. Диаграмму 2).
Пользователей сотовой связи чаще всего можно встретить среди мужчин, чем среди женщин, среди респондентов в возрасте от 20 до 44 лет, работающих, с высшим уровнем образования, с уровнем дохода выше среднего. Чаще всего пользователи сотовой связи встречаются в Алматы и в Астане.
Пользователи Интернета также больше представлены мужской частью населения, респондентами в возрасте от 15 до 24 лет, чаще всего это занятые респонденты, с высшим или неполным высшим уровнем образования, с уровнем дохода выше среднего. Пользователи Интернета наиболее часто встречаются среди жителей Алматы, Караганды и Павлодара.
Пользователей спутниковой связи чаще всего встречаются в возрастной группе от 35 до 54 лет и среди респондентов в возрасте 65 лет и старше. Наиболее часто пользователей данного вида связи можно встретить в Астане.
Диаграмма 2 - Социально-демографический профиль пользователей
Рынок связи и телекоммуникаций в Казахстане еще недостаточно развит и охватывает довольно узкую группу населения. Это говорит об имеющемся потенциале для развития компаний в данной сфере услуг и возможности расширения своих возможностей за счет распространения сервиса на неохваченные группы населения.
*Объем выборки составил 2295 респондента, в каждом городе пропорционально населению. Использовалась случайная репрезентативная выборка. Опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и больше, в возрасте от 15 лет и старше.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
Серажиева Сания TNS Central Asia
|