Краткий обзор рынка связи в Казахстане
За последние несколько лет рынок связи в Казахстане стал стремительно развиваться и расти. Если раньше сотовый телефон и возможность доступа в Интернет, считались атрибутами роскоши, то сейчас они является необходимым элементом для каждого, кто ведет активный образ жизни, и для кого каждая минута "на вес золота". Сотовый телефон также стал одним из важных элементов имиджа делового человека, а Интернет соответственно показывает уровень информационного развития общества.
Рассмотрим рынок связи в Казахстане. По результатам опросов, проведенных компанией TNS Central Asia по одиннадцати крупнейшим городам Казахстана, в рамках исследования MMI, показали, что в Казахстане количество пользователей сотовой связи по сравнению с 2001 годом увеличилось практически на 14% и составило 24% в 2003 году. Рост также отмечается и в использовании Интернета, здесь увеличение количества пользователей в 2003 году составило 2% по сравнению с 2001 годом. Значительный рост мы можем пронаблюдать также в использовании услуг обычной телефонной связи с 59% в 2001 году до 71% в 2003 году.
Диаграмма 1 - Динамика использования средств связи
Рассмотрим социально-демографический профиль пользователей по каждому типу связи по данным MMI за 2003 год* (см. Диаграмму 2).
Пользователей сотовой связи чаще всего можно встретить среди мужчин, чем среди женщин, среди респондентов в возрасте от 15 до 44 лет, работающих, с высшим уровнем образования, с уровнем дохода выше среднего.
Пользователи Интернета также больше представлены мужской частью населения, респондентами в возрасте от 15 до 24 лет, чаще всего это занятые респонденты, с высшим или неполным высшим уровнем образования, с уровнем дохода выше среднего.
Пользователей обычной телефонной связи представлены практически всеми слоями населения, но реже всего они встречаются среди респондентов с уровнем дохода ниже среднего и среди респондентов с неполным средним образованием.
Диаграмма 2 - Социально-демографический профиль пользователей
Теперь более подробно рассмотрим рынок провайдеров Интернета на территории Казахстана. Лидером по знанию и использованию на рынке Интернет-услуг является Казахтелеком, его знают 81,8%, а его услугами пользуются 68,3% пользователей Интернета. На втором месте по знанию и использованию находится Nursat, его знают 61,8%, услугами данной компании пользуется 27,1% пользователей. Третье место по выделенным параметрам занимает Ducat, уровень знания компании составляет 25,4%, а уровень использования - 9,5%.
Таблица 1 - Знание Интернет-провайдеров** (тройка лидеров) |
Таблица 2 - Использование услуг Интернет провайдеров** (тройка лидеров) |
Компания-провайдер |
% |
Казахтелеком |
81,8 |
Nursat |
61,8 |
Ducat |
25,4 |
|
Компания-провайдер |
% |
Казахтелеком |
68,3 |
Nursat |
27,1 |
Ducat |
9,5 |
|
Наибольшим потенциалом среди представленных на рынке Интернет-провайдеров обладают Nursat и Казахтелеком, услугами данных компаний планируют воспользоваться примерно по 11% пользователей и потенциальных пользователей Интернета. Меньшим потенциалом обладает компания S&G, ее услугами планируют воспользоваться 2,1% респондентов.
Таблица 3 - Намерение воспользоваться услугами*** (тройка лидеров)
Компания-провайдер |
% |
Казахтелеком |
11,3 |
Nursat |
11,2 |
S&G |
2,1 |
Рассмотрим социально-демографический портрет пользователей Казахтелекома - лидера на рынке Интернет-услуг.
Чаще всего пользователей услуг данной компании можно встретить среди респондентов в возрасте от 45 до 54 лет и реже всего они встречаются в возрастной группе от 55 до 64 лет.
Диаграмма 3 - Социально-демографический профиль пользователей Интернет-услуг Казахтелекома
При рассмотрении рынка услуг обычной телефонной связи, необходимо отметить то, что в Казахстане несомненным лидером в плане знания, использования и намерения использовать является Казахтелеком. Остальные компании, представленные на рынке телефонной связи, значительно уступают лидеру по всем представленным параметрам.
Таблица 4 - Знание компаний, предоставляющих услуги телефонной связи**** (тройка лидеров) |
Таблица 5 - Использование услуг телефонных компаний**** (тройка лидеров) |
Компания |
% |
Казахтелеком |
99,5 |
Nursat |
10 |
Alcatel |
5,9 |
|
Компания |
% |
Казахтелеком |
99,2 |
Nursat |
0,4 |
Alcatel |
0,1 |
|
Таблица 6 - Намерение использования услуг телефонных компаний**** (тройка лидеров)
Компания |
% |
Казахтелеком |
89,3 |
Nursat |
0,3 |
Alcatel |
0,1 |
Рынок связи в Казахстане не стоит на месте, однако несомненным лидером на рынке телефонной связи и Интернет-услуг остается компания Казахтелеком, остальные компании занимают незначительную долю в рассматриваемых сегментах рынка.
*Объем выборки составил 2436 респондента, в каждом городе пропорционально населению. Использовалась случайная репрезентативная выборка. Опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и больше, в возрасте от 15 лет и старше.
** данные рассчитываются от пользователей Интернет-услуг
*** данные рассчитываются от пользователей и потенциальных пользователей Интернет-услуг
**** данные рассчитываются от пользователей услуг телефонной связи
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
Серажиева Сания TNS Central Asia
|