Краткий обзор рынка лекарственных препаратов Казахстана
С развитием рыночных отношений в Казахстане, рост разнообразия товаров затронул не только рынок пищевых продуктов, но и лекарственных препаратов. На данный момент на рынке лекарственных препаратов представлены практически все известные производители мирового фармацевтического рынка, что позволяет потребителю выбрать наиболее подходящее и эффективное для него лекарственное средство.
Рассмотрим рынок лекарственных препаратов в Казахстане. По результатам опросов, проведенных компанией TNS Central Asia по одиннадцати крупнейшим городам Казахстана в рамках исследования MMI* в сентябре 2003 года, показали, что в Казахстане пользуются лекарственными препаратами 80% от всего населения.
Наиболее популярными среди населения препаратами являются средства от головной боли и обезболивающие средства, данные препараты покупают 72,5% от потребителей лекарственных препаратов. На втором месте по покупке находятся средства от простуды и гриппа - 54,3% и третье место по покупке занимают средства от кашля - 40,7% (см. Таблицу 1).
Таблица 1 - Покупка лекарств \ медицинских препаратов за полгода, ТОР 10
Лекарства \ медицинские препараты |
% |
Средства от головной боли и др. обезболивающие |
72,5 |
Средства от простуды и гриппа |
54,3 |
Средства от кашля |
40,7 |
Антибиотики |
32,1 |
Перевязочный материал |
30,4 |
Препараты для лечения насморка |
30,4 |
Лекарственные травы и сборы |
28,7 |
Препараты от боли в горле |
23,9 |
Детские обезболивающие и жаропонижающие |
23,2 |
Витамины и тонизирующие средства |
22,6 |
Чаще всего потребители лекарственных препаратов предпочитают приобретать данные продукты в аптеках, данное место покупки отметили 96,2% респондентов, и только 6,9% потребителей отметили, что приобретают лекарственные препараты также и в аптечных киосках.
Таблица 2 - Место приобретения лекарств \ медицинских препаратов
Место покупки |
% |
В аптеке |
96,2 |
В аптечном киоске |
6,9 |
В супермаркете |
0,8 |
Другое |
0,8 |
С рук |
0,2 |
При покупке лекарственных препаратов респондентов волнует чаше всего качество покупаемого ими товара (данное условие отметили около 88% потребителей лекарственных препаратов) и только 12% отметили, что при выборе лекарственных средств больше ориентируются на цену, нежели на качество (см. Диаграмму 1).
Диаграмма 1 - Ориентация на цену при покупке лекарств \ медицинских препаратов
Необходимо также отметить, что за покупку безрецептурных лекарственных препаратов ответственны чаще всего женщины в возрасте от 25 до 44 лет, нежели мужчины и респонденты других возрастных групп.
Среди множества представленных на рынке лекарственных препаратов направленных на лечение различных недугов наиболее популярными остаются средства от простуды, которая мучит население круглый год.
* Объем выборки составляет 2500 респондента, в каждом городе пропорционально населению. Использовалась случайная репрезентативная выборка. Опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и больше, в возрасте от 15 лет и старше.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
По данным компании TNS Central Asia
|