Реклама банковских услуг* в Казахстане
Общее количество рекламы банковских услуг в средствах массовой информации в 2004 году по сравнению с прошлым годом изменилось следующим образом: за период с января по сентябрь на рекламу банковских услуг было затрачено 9,4 млн. USD, что составляет 5% от общего рекламного бюджета. По сравнению с аналогичным периодом 2003 года произошел рост затрат на рекламу банковских услуг на 12%.
Распределение банковской рекламы по медианосителям выглядит следующим образом (см. Диаграмму 1):
- Телевидение - 6,1 млн. USD или 66% от общих затрат на банковскую рекламу.
- Пресса - 1,3 млн. USD или 14% от общих затрат на банковскую рекламу.
- Наружная реклама - 1,2 млн. USD или 13% от общих затрат на банковскую рекламу.
- Радио - 0,7 млн. USD или 7% от общих затрат на банковскую рекламу.
Диаграмма 1 - Распределение затрат на рекламу банков по медианосителям, январь - сентябрь 2004г.
ПРИМЕЧАНИЕ: При расчете бюджетов использованы официальные прайс-листы без учета скидок, надбавок. Не учтены рекламные расходы на кабельных телеканалах, представляемых компанией "Алма ТВ". Расчеты рекламных бюджетов на радио проведены на основе мониторинга 6 радиостанций: Авторадио, Радио 31, Радио Европа Плюс, Радио NS, Радио Ретро Караван, Русское радио. При проведении мониторинга наружной рекламы учитывались все рекламные конструкции, начиная с сити-формата размером 1.2х1.8.
В период январь - сентябрь 2004г. в средствах массовой информации прошло 19,8 тысяч рекламных сообщений услуг банков (см. Диаграмму 2). Лидером в этой позиции является телевидение - в его эфире мы могли слышать 8,69 тысяч рекламных роликов общей продолжительностью 51,7 часа. Второе место по выходу рекламных сообщений принадлежит радио: за анализируемый период в телевизионном эфире прозвучало 8,65 тысяч роликов общей продолжительностью 53,2 часа. На третьем месте располагается пресса с количеством рекламных сообщений 1,29 тысячи общей площадью 344 тысяч квадратных сантиметров. И на последнем, четвертом месте, находится наружная реклама: в период январь - сентябрь 2004г. в Алматы было размещено 1,17 тысяч рекламных конструкций общей площадью 25 тысяч квадратных метров.
Диаграмма 2 - Динамика изменений количества выходов рекламных сообщений банков по медианосителям, январь - сентябрь 2003, 2004гг.
ПРИМЕЧАНИЕ: При расчете количества выходов рекламы учитываются только рекламные ТВ и радио ролики. Не учтена реклама на кабельных телеканалах, представляемых компанией "Алма ТВ". Расчеты количества выходов на радио проведены на основе мониторинга 6 радиостанций: Авторадио, Радио 31, Радио Европа Плюс, Радио NS, Радио Ретро Караван, Русское радио. При проведении мониторинга наружной рекламы учитывались все рекламные конструкции, начиная с сити-формата размером 1.2х1.8.
Изменилась и рекламная активность некоторых банков. Например, Альянс банк в 2003 году был на 5 позиции, в текущем году он по бюджету, затраченному на рекламу, поднялся на 2 позицию. Активизировали свою рекламную деятельность Nauryz Bank Kazakhstan (11 позиция в 2003г. - 8 позиция в 2004г.), NURBANK (7 позиция в 2003г. - 4 позиция в 2004г.). Вместе с тем, Народный банк Казахстана, банк Центркредит, банк ТуранАлем, Валют-Транзит банк, банк Каспийский занимают позиции ниже, чем в январе - сентябре 2003 года (см. Таблицу 1).
Таблица 1 - Объемы рекламы банков, январь - сентябрь 2003г.
Позиция 2004г. |
Позиция 2003г. |
Банк – рекламодатель |
Бюджет, USD |
% от общего |
Количество выходов |
% от общего |
1 |
1 |
КАЗКОММЕРЦБАНК |
1 657 620 |
19.6 |
2 970 |
18.4 |
2 |
5 |
АЛЬЯНС БАНК |
1 072 263 |
12.7 |
1 623 |
10.0 |
3 |
2 |
НАРОДНЫЙ БАНК КАЗАХСТАНА (HSBK) |
1 061 151 |
12.6 |
2 061 |
12.7 |
4 |
7 |
NURBANK |
1 054 170 |
12.5 |
2 070 |
12.8 |
5 |
4 |
БАНК ЦЕНТРКРЕДИТ |
1 052 455 |
12.5 |
893 |
5.5 |
6 |
3 |
ТУРАНАЛЕМ БАНК |
856 328 |
10.1 |
1 400 |
8.7 |
7 |
6 |
ВАЛЮТ-ТРАНЗИТ БАНК |
758 184 |
9.0 |
3 946 |
24.4 |
8 |
11 |
NAURYZ BANK KAZAKHSTAN |
442 163 |
5.2 |
339 |
2.1 |
9 |
9 |
АЛМАТИНСКИЙ ТОРГОВО-ФИНАНСОВЫЙ БАНК |
286 240 |
3.4 |
290 |
1.8 |
10 |
8 |
БАНК КАСПИЙСКИЙ |
197 474 |
2.3 |
576 |
3.6 |
ИТОГО: |
8 438 048 |
100.0 |
16 168 |
100.0 |
ПРИМЕЧАНИЕ: При расчете бюджетов использованы официальные прайс-листы без учета скидок, надбавок. При расчете количества выходов рекламы учитываются только рекламные ТВ и радио ролики. Не учтена реклама на кабельных телеканалах, представляемых компанией "Алма ТВ". Расчеты рекламных бюджетов и количества выходов на радио проведены на основе мониторинга 6 радиостанций: Авторадио, Радио 31, Радио Европа Плюс, Радио NS, Радио Ретро Караван, Русское радио. При проведении мониторинга наружной рекламы учитывались все рекламные конструкции, начиная с сити-формата размером 1.2х1.8.
Единственное отличие первой десятки банков - рекламодателей 2004 года от десятки 2003 года заключается в том, что появился новичок - Nauryz Bank Kazakhstan. На банки первой десятки пришлось 81,7% общего количества вышедших рекламных сообщений в сфере банковских услуг. Это меньше, чем в прошлом году, по итогам январь - сентябрь 2003 года было 93,7%.
В январе - сентябре 2004 года увеличилась доля рекламы банками услуг по предоставлению кредитов, рекламы пластиковых карточек и ипотечного кредитования. В то же время уменьшилась доля рекламы депозитов и денежных переводов.
* К рекламе банковских услуг относится реклама денежных переводов, депозитов, ипотечного кредитования, пластиковых банковских карточек, реклама услуг по предоставлению кредитов, а также совокупная реклама услуг банков.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
Елена Юдина TNS Central Asia
|