О потреблении водки
По данным исследования MMI компании TNS Central Asia в 2004 году по сравнению с 2003 годом среди населения Казахстана значительно упало потребление таких крепких алкогольных напитков, как водка (на 9,6%), коньяк \ бренди (на 7,3%) и виски (на 6,5%) (см. Таблицу 1).
Таблица 1 - Потребление крепких алкогольных напитков в Казахстане, 2003-2004гг.
Потребление |
MMI 2003г.* |
MMI 2004г.** |
Прирост к 2003г., % |
Водка |
52.1 |
47.1 |
-9.6 |
Коньяк \ Бренди |
28.7 |
26.6 |
-7.3 |
Виски |
3.1 |
2.9 |
-6.5 |
Джин |
2.2 |
2.2 |
0.0 |
Текила |
1.6 |
1.7 |
6.2 |
Ром |
1.4 |
1.4 |
0.0 |
Коньяк - напиток достаточно специфический, его вкус нравится далеко не всем: среди казахстанцев только 26,6% пили коньяк. Так же как, например, шампанское это напиток, скорее, ситуативного потребления.
Джин, ром, текила и виски на нашем рынке появились недавно, поэтому привычки их потребления просто не успели сформироваться, да и воспринимаются эти напитки как характерные для других культур. Потребительские предпочтения в отношении таких алкогольных напитков подчас формируются под влиянием художественной литературы (например, "Остров сокровищ" Стивенсона, где ром выступает в качестве напитка, особо любимого пиратами).
Если среди населения Казахстана в целом наблюдается падение потребления некоторых спиртных напитков (в частности, водки), то среди потребителей алкогольной продукции картина складывается несколько иная.
Так, среди тех казахстанцев, кто потребляет спиртные напитки (а это 60,4% населения Казахстана), склонны отдавать предпочтение водке 77,9%. При этом по сравнению с предыдущими годами, потребление водки падает очень незначительно (см. Диаграмму 1).
Водка олицетворяет собой крепкий алкогольный напиток "всех времен и народов". Ее потребление связано с определенными ценностями традиционного характера: общением, друзьями, рыбалкой, баней, шашлыками и т.п. Кроме того, водка служит некоторой валютой, может способствовать сглаживанию конфликтов, а также незаменима в экстремальных ситуациях.
Диаграмма 1 - Потребление водки в Казахстане, 1999-2004гг.
На диаграмме 2 четко прослеживается зависимость между потреблением водки и полом респондентов. Так, наиболее "пьющими" являются мужчины - почти 87%*** мужчин регулярно употребляют алкоголь несколько раз в неделю. Среди тех, кто пьет редко, наоборот, в основном женщины - около 56%.
Диаграмма 2 - Потребление водки в зависимости от пола
Потребление водки зависит также от возраста потребителей (см. Диаграмму 3). Согласно результатам исследования, наиболее "пьющей" частью населения являются люди в возрасте от 25 до 44 лет - 55,3% от этой возрастной группы пьют чаще одного раза в неделю. И, напротив, чем старше респонденты, тем реже они потребляют водку - так, 39,6% казахстанцев в возрасте 45 лет и старше пьют водку реже одного раза в месяц.
Диаграмма 3 - Потребление водки в зависимости от возраста
Около четверти потребителей водки - 24,9% - не покупают данный продукт сами, например, получают его в качестве подарка. Один - три раза в месяц совершают покупку водки 35,7% потребителей водки, один раз в неделю и чаще - 12,6% потребителей (см. Таблицу 2).
Таблица 2 - Частота покупки водки
Частота покупок |
% |
Один раз в день и чаще |
0.3 |
Несколько раз в неделю |
3.5 |
Один раз в неделю |
8.8 |
2 - 3 раза в месяц |
13.3 |
Раз в месяц |
22.4 |
Раз в 2 месяца |
10.4 |
Раз в 3 месяца |
7.1 |
Раз в полгода (6 месяцев) |
9.3 |
Не покупаю сам |
24.9 |
Среди тех, кто потребляет водку, 17,0% являются активными потребителями, т.е. потребляют данный продукт от одного раза в неделю и чаще, 47,2% - умеренные потребители (1-3 раза в месяц), пассивные потребители (35,8%) прибегают к данному напитку реже одного раза в месяц.
* Объем выборки составляет 2436 респондента, в каждом городе пропорционально населению. Использовалась случайная репрезентативная выборка. Опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и больше, в возрасте от 15 лет и старше.
** Объем выборки составил 2350 респондента, в каждом городе пропорционально населению. Использовалась случайная репрезентативная выборка. Опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и больше, в возрасте от 15 лет и старше.
*** Данные рассчитываются от потребителей водки.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
По данным компании TNS Central Asia
|