ПОТРЕБЛЕНИЕ ВИНА В КАЗАХСТАНЕ
Краткий обзор
В выпуске №2 газеты a*DverTisiNg мы рассматривали ситуацию, сложившуюся на рынке водки. Сегодня мы обратим внимание на рынок вина в Казахстане
По данным исследований MMI компании TNS Central Asia в 2004 году по сравнению с 2003 годом среди населения Казахстана значительно упало потребление таких слабоалкогольных напитков, как вино (на 12,7%), ликеры (на 12,5%), шампанское и другие игристые вина (на 10,8%) (см. Таблицу 1).
Таблица 1 - Потребление слабоалкогольных напитков в Казахстане среди населения в целом, 2003-2004гг.
Потребление |
MMI 2003г.* |
MMI 2004г.** |
Прирост к 2003г., % |
Пиво |
63.6 |
62.0 |
-2.5 |
Вино |
42.5 |
37.1 |
-12.7 |
Шампанское и др. игристые вина |
34.3 |
30.6 |
-10.8 |
Ликер |
4.8 |
4.2 |
-12.5 |
Вермут |
3.9 |
3.7 |
-5.1 |
Падение потребления слабоалкогольных напитков (в частности, вина) наблюдается как среди населения Казахстана в целом, так и среди потребителей алкогольной продукции.
Так, среди тех казахстанцев, кто потребляет спиртные напитки (а это 60,4% населения Казахстана), склонны отдавать предпочтение вину 61,5%. При этом по сравнению с предыдущим годом, потребление вина падает незначительно - на 3,3%. Эту ситуацию можно объяснить тем, что с ростом благосостояния казахстанцев предпочтение отдается более дорогим, элитным алкогольным напиткам: тикеле, рому, джину, вермуту и др. (см. Таблицу 2).
Таблица 2 - Потребление алкогольных напитков в Казахстане среди потребителей алкогольной продукции, 2003-2004гг.
Потребление |
MMI 2003г.* |
MMI 2004г. ** |
Прирост к 2003г., % |
Текила |
2.4 |
2.8 |
16.7 |
Ром |
2.1 |
2.4 |
14.3 |
Джин |
3.3 |
3.7 |
12.1 |
Вермут |
5.8 |
6.1 |
5.2 |
Коньяк / брэнди |
42.9 |
44.1 |
2.8 |
Виски |
4.7 |
4.8 |
2.1 |
Пиво |
79.1 |
80.7 |
2.0 |
Водка |
78.0 |
77.9 |
-0.1 |
Шампанское и др. игристые вина |
51.4 |
50.6 |
-1.6 |
Ликер |
7.1 |
6.9 |
-2.8 |
Вино |
63.6 |
61.5 |
-3.3 |
Среди потребителей вина более трети (32,5%***) не покупают вино сами, возможно, получая его в качестве подарка либо потребляя в гостях. Реже одного раза в месяц вино покупают 36,7% потребителей, 25,8% покупают этот напиток 1-3 раза в месяц, а наиболее активные покупатели - 4,8% - совершают покупку вина от одного раза в день до нескольких раз в неделю (см.Таблицу 3).
Таблица 3 - Частота покупок вина среди потребителей, 2004г.
Частота покупок вина |
% |
Не покупаю сам |
32.5 |
Раз в полгода (6 месяцев) |
16.6 |
Раз в месяц |
15.8 |
Раз в 2 месяца |
11.3 |
2-3 раза в месяц |
10.0 |
Раз в 3 месяца |
9.0 |
Один раз в неделю |
2.2 |
Несколько раз в неделю |
2.1 |
Один раз в день и чаще |
0.5 |
Более всего у казахстанских потребителей вина популярно бутиллированное вино по 0,5 литра - его покупают 34,6% потребителей. 22,1% потребителей предпочитают покупать вино по одному литру, более одного литра покупают только 11,0% потребителей.
Покупая вино, 48,9% потребителей ориентируются на 2-3 определенные марки. 34,6% респондентов ответили, что покупают "как получится". Приверженцами одного определенного брэнда себя назвали 12,3% казахстанцев - потребителей вина. Ориентируясь на качество и цену, потребители данного продукта разделились следующим образом: 74,7% казахстанцев выбирают качество, а 20,8% опрошенных при покупке ориентируются на цену.
На рынке Казахстана происходит изменение роли места покупки и, соответственно, снижение чувствительности к цене. 85,4% потребителей вина предпочитают покупать его в супермаркетах или магазинах, где намного больше выбор, а качество продукции значительно отличается от вин приобретенных на базаре, с рук, в киоске.
Кроме того, следует отметить, что первое место в розничных продажах вина в казахстанских магазинах и супермаркетах принадлежит красным полусладким винам - его потребляют 51,2% респондентов. Второе место занимают красные сухие / полусухие вина - 36,5% респондентов предпочитают пить именно его. Замыкают тройку лидеров белые сухие / полусухие вина - 27,8% респондентов останавливают свой выбор именно на нем. Наименее потребляемыми типами вина являются портвейны, розовое вино, мадера и херес (см. Таблицу 4).
Таблица 4 - Потребление типов вина, 2004г.
Тип вина |
% |
Красное полусладкое |
51,2 |
Красное сухое, полусухое |
36,5 |
Белое сухое, полусухое |
27,8 |
Красное сладкое (десертное) |
26,2 |
Белое полусладкое |
24,7 |
Другое |
11,6 |
Белое сладкое (десертное) |
10,6 |
Портвейны |
10,3 |
Розовое |
6,4 |
Мадера |
3,9 |
Херес |
3,7 |
Различия в уровне дохода также оказывают влияние на привычки и предпочтения казахстанцев в потреблении вина. Так, только 17,0% респондентов с низким уровнем дохода регулярно потребляют вино, остальные либо вообще отказывают себе в потреблении алкогольных напитков, либо отдают предпочтение другим напиткам. Так, среди потребителей вина с низким уровнем дохода приоритетны в потреблении водка и пиво.
Среди казахстанцев со средним уровнем дохода в потребление вина вовлечены 28,9%. И наибольшее количество любителей вина зафиксировано среди людей с высоким уровнем доходов - 45,0% представителей этой доходной категории регулярно покупают вино.
Наибольшее предпочтение вину отдают женщины (58,6%). Мужчины более прохладно относятся к этому напитку - 41,4% среди них пьют вино. При этом вино женщины и мужчины потребляют преимущественно в возрасте 25-44 года - 45,8% и 49,3% соответственно (см. Таблицу 5).
Молодежь в возрасте 15-19 лет намного меньше потребляет вино (мужчины - 8,3%, женщины - 4,6%). Для этой возрастной группы более предпочтительно в потреблении пиво. Скорее всего, это можно объяснить активными системами продвижения и их возможностями (например, в отличие от производителей других алкогольных напитков производители пива могут использовать телевизионную рекламу). Число потребителей пива постоянно растет именно среди молодежи.
Таблица 5 - Потребление вина в зависимости от пола и возраста, 2004г.
Возраст |
Пол |
Мужской |
Женский |
15-19 |
8,3% |
4,6% |
20-24 |
13,4% |
13,3% |
25-34 |
24,2% |
24,8% |
35-44 |
21,6% |
24,5% |
45-54 |
18,5% |
18,1% |
55-64 |
7,5% |
8,2% |
65+ |
6,6% |
6,5% |
Подводя итог всему вышеизложенному, портрет нашего соотечественника - потребителя вина можно представить следующим: это преимущественно женщины, представители возрастной группы 25-44 года, имеют высокий уровень дохода, предпочитают красные вина (полусладкие, сухие или полусухие). Обычно вино приобретают 1 раз в полгода и предпочитают им не запасаться: покупают вино по 0,5 литра. Как правило, при покупке вина наибольшее влияние оказывает качество продукта.
*Объем выборки составляет 2436 респондента, в каждом городе пропорционально населению. Использовалась случайная репрезентативная выборка. Опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и больше, в возрасте от 15 лет и старше.
**Объем выборки составил 2350 респондента, в каждом городе пропорционально населению. Использовалась случайная репрезентативная выборка. Опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и больше, в возрасте от 15 лет и старше.
*** Данные рассчитываются от потребителей вина.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
Елена Юдина, Мария Бескоровайная По данным компании TNS Central Asia
|