КРУПНЕЙШИЕ РЕКЛАМОДАТЕЛИ В КАЗАХСТАНЕ, 2004 ГОД
Реклама на телевидении
Сегмент телевизионной рекламы по-прежнему остается самым крупным и динамично развивающимся среди других рекламных рынков Казахстана. По данным компании TNS Central Asia, в 2004 году на телевидение пришлось $229 млн или 72,0% всего рынка. При этом темпы роста рынка увеличиваются: за 2004 год сегмент вырос на 51,7%, в 2003 году - на 25,4%.
Таблица 1. Крупнейшие рекламодатели на телевидении, 2004г.
Позиция в 2004г. |
Позиция в 2003г. |
Рекламодатель |
Длительность, мин |
% от общей длит-ти ТВ |
1 |
1 |
LG Electronics Almaty Kazakhstan |
20 716 |
8.53 |
2 |
2 |
Procter & Gamble |
13 903 |
5.73 |
3 |
3 |
Otau Cinema |
7 689 |
3.17 |
4 |
6 |
Арман (киноцентр) |
5 975 |
2.46 |
5 |
--- |
LVG company |
5 562 |
2.29 |
6 |
--- |
Silk Way City |
3 863 |
1.59 |
7 |
5 |
Unilever |
3 091 |
1.27 |
8 |
80 |
Алматинский цирк (Казгосцирк) |
2 795 |
1.15 |
9 |
4 |
Казахский государственный академический драматический театр им. М.Ауэзова |
2 440 |
1.00 |
10 |
228 |
Arystan Auto (Арыстан Авто) |
2 171 |
0.89 |
Итого |
68 204 |
28.09 |
ПРИМЕЧАНИЕ: Рекламное время на ТВ рассчитано по ожидаемой длительности рекламных роликов. Учтена реклама на кабельных телеканалах, представляемых компанией "Алма ТВ", мониторинг которых компания TNS Central Asia осуществляет с мая 2003 года.
Среди компаний по объемам рекламного времени на телевидении в 2004 году лидирует LG Electronics Almaty Kazakhstan. Компания выкупила 20,7 тыс. минут на рекламу своих товаров и заняла 8,5% рынка рекламы на ТВ. На втором месте - Procter & Gamble, купившая 13,9 тыс. минут и завоевавшая 5,7%. Замыкает тройку лидеров компания Otau Cinema с объемом рекламы 7,7 тыс. минут (ее доля - 3,8%).
В ТОР 10 на телевидении в 2004 году по сравнению с 2003 годом произошли достаточно серьезные изменения. На смену компании Ktradex Promotion (7-е место в 2003г.), Государственному академическому русскому театру драмы им. М.Лермонтова (8-е место в 2003г.), Colgate - Palmolive (9-е место в 2003г.) и Казкоммерцбанку (10-е место в 2003г.) пришли LVG Company и Silk Way City, не размещавшие рекламу в 2003 году, Алматинский цирк (Казгосцирк) (80-е место в 2003г.) и Arystan Auto (Арыстан Авто) (228-е место в 2003г.).
В ТОР 10 рекламодателей на телевидении только три позиции принадлежат иностранным компаниям: 1-я у рекламодателя LG Electronics Almaty Kazakhstan, 2-я - у рекламодателя Procter & Gamble и 7-я - у Unilever.
Реклама в прессе
Рынок рекламы в прессе демонстрирует меньший рост, чем рассчитывают участники рынка. По данным компании TNS Central Asia, в 2004 году на рекламу в прессе компании потратили $51 млн по сравнению с $38 млн в 2003 году (рост на 34,2%). Большая часть этих средств была потрачена на рекламу в газетах ($46 млн). На журналы пришлось всего $5 млн.
Таблица 2. Крупнейшие рекламодатели в прессе, 2004г.
Позиция в 2004г. |
Позиция в 2003г. |
Рекламодатель |
Площадь, кв. см |
% от общей площади прессы |
1 |
1 |
Абсолют – Алматы |
250 500 |
1.58 |
2 |
29 |
Matsushita Electric Industrial Co., Ltd |
141 160 |
0.89 |
3 |
35 |
Центр Коммерческой Недвижимости (ЦКН) |
113 440 |
0.71 |
4 |
3 |
Реиз |
109 180 |
0.69 |
5 |
7 |
Трансаэро |
100 440 |
0.63 |
6 |
6 |
Куат (ЗАО СК) |
97 060 |
0.61 |
7 |
11 |
ТуранАлем банк |
94 380 |
0.59 |
8 |
2 |
Philip Morris Kazakhstan |
88 000 |
0.55 |
9 |
4 |
Казкоммерцбанк |
84 600 |
0.53 |
10 |
9 |
Вираж |
82 360 |
0.52 |
Итого |
1 161 120 |
7.31 |
Крупнейшая компания-рекламодатель в прессе - Абсолют - Алматы. В 2004 году компания выкупила для рекламы своих услуг 250,5 тыс. кв. см, заняв при этом 1,6% рынка рекламы в прессе. На втором месте - компания Matsushita Electric Industrial Co., Ltd с объемом рекламных площадей 141,2 тыс. кв. см (ее доля - 0,9%). Замыкает тройку лидеров Центр Коммерческой Недвижимости (ЦКН), выкупивший 113,4 тыс. кв. см рекламных площадей в прессе и соответствующей долей 0,7%.
В прессе в 2004 году список ТОР 10 рекламодателей обновился на 30%. Так, с 11-го места в 2003 году банк ТуранАлем переместился на 7-е место в 2004 году. Более впечатляющи успехи компаний Центр Коммерческой Недвижимости (ЦКН) (с 35-го места в 2003г. на 3-е в 2004г.) и Matsushita Electric Industrial Co., Ltd (с 29-го места в 2003г. на 2-е в 2004г.). Вместе с тем, из ТОР 10 в 2004 году ушли такие рекламодатели как BSB (французский дом), Procter & Gamble и Казактелеком.
Также как и на телевидении в ТОР 10 присутствуют в основном казахстанские компании, и только три иностранные: Matsushita Electric Industrial Co., Ltd, Трансаэро и Philip Morris Kazakhstan.
Наружная реклама
В 2004 году рынок "наружки" в г. Алматы вырос на 27,8%, достигнув $23 млн (в 2003-м прирост составил 75,0%).
Таблица 3. Крупнейшие рекламодатели в наружной рекламе, 2004г.
Позиция в 2004г. |
Позиция в 2003г. |
Рекламодатель |
Площадь, кв. м |
% от общей площади НР |
1 |
1 |
Philip Morris Kazakhstan |
22 563 |
5.50 |
2 |
5 |
LG Electronics Almaty Kazakhstan |
22 254 |
5.42 |
3 |
3 |
Samsung Electronics |
21 307 |
5.19 |
4 |
7 |
K cell (Kazakhstan cellular) |
19 297 |
4.70 |
5 |
4 |
K mobile |
14 921 |
3.64 |
6 |
2 |
Gallaher Kazakstan LLC |
11 576 |
2.82 |
7 |
6 |
Wimpex |
11 111 |
2.71 |
8 |
28 |
Matsushita Electric Industrial Co., Ltd |
9 306 |
2.27 |
9 |
53 |
Altel |
5 596 |
1.36 |
10 |
19 |
Базис-А |
5 340 |
1.30 |
Итого |
143 270 |
34.90 |
Среди компаний по объемам рекламы в "наружке" в 2004 году лидирует Philip Morris Kazakhstan. Компания выкупила 22,6 тыс. кв. м на рекламу своих товаров и заняла 5,5% рынка наружной рекламы. На втором месте - LG Electronics Almaty Kazakhstan, выкупившая 22,3 тыс. кв. м и завоевавшая 5,4%. Замыкает тройку лидеров компания Samsung Electronics с объемом рекламных площадей 21,3 тыс. кв. м (ее доля - 5,2%).
Значительных изменений в ТОР 10 рекламодателей наружной рекламы в 2004 году по сравнению с 2003 годом не произошло. Однако, компании Matsushita Electric Industrial Co., Ltd, Altel и Базис-А потеснили Народный банк Казахстана (HSBK) (10-е место в 2003г.) и табачные компании JTI Central Asia (8-е место в 2003г.), Reemtsma (9-е место в 2003г.).
В ТОР 10 рекламодателей наружной рекламы шесть рекламодателей являются иностранными и четыре - казахстанскими: две компании являются представителями рынка сотовой связи: K cell (Kazakhstan cellular) и Altel; одна компания - Wimpex - представляет рынок алкогольных напитков и еще одна компания - Базис-А - рынок строительных услуг.
Реклама на радио
Впервые за последние три года заметно увеличились расходы рекламодателей на радио. В 2004 году прирост радиорекламы по сравнению с 2003 годом составил 36,4%, а объем ее достиг $15 млн.
Таблица 4. Крупнейшие рекламодатели на радио, 2004г.
Позиция в 2004г. |
Позиция в 2003г. |
Рекламодатель |
Длительность, мин |
% от общей длит-ти радио |
1 |
47 |
Wimpex |
2 189 |
2.00 |
2 |
--- |
Издатель "Недвижимость без посредников плюс" |
1 859 |
1.70 |
3 |
21 |
Тибет (ЧП) |
1 848 |
1.68 |
4 |
1 |
K mobile |
1 766 |
1.61 |
5 |
5 |
LG Electronics Almaty Kazakhstan |
1 563 |
1.43 |
6 |
44 |
Валют-Транзит банк |
1 536 |
1.40 |
7 |
13 |
Казактелеком |
1 361 |
1.24 |
8 |
17 |
Continental (шинный центр) |
1 310 |
1.19 |
9 |
138 |
Ivax (Galena) |
1 168 |
1.07 |
10 |
2 |
Арман (киноцентр) |
1 106 |
1.01 |
Итого |
15 706 |
14.32 |
ПРИМЕЧАНИЕ: Расчеты рекламного времени на радио проведены на основе мониторинга 6 радиостанций: Авторадио, Радио 31, Радио Европа Плюс, Радио NS, Радио Ретро Караван, Русское радио.
Крупнейшими рекламодателями в 2004 году стали: компания Wimpex, выкупившая под рекламу своих товаров 2,2 тыс. минут радио эфира, завоевав тем самым 2,0% рынка рекламы на радио. На втором месте Издатель "Недвижимость без посредников плюс", купивший 1,9 тыс. мин (его доля - 1,7%), на третьем месте - Тибет (ЧП) с объемом рекламного времени 1,8 тыс. мин, что соответствует 1,7% рынка радио рекламы.
На радио в 2004 году список ТОР 10 рекламодателей обновился практически полностью. Так, с 21-го места в 2003 году компания Тибет (ЧП) переместилась на 3-е место в 2004 году, компания Казактелеком - с 13-го места в 2003 году на 7-е в 2004 году, компания Continental (шинный центр) - с 17-го места на 8-е, а рекламодатель Издатель "Недвижимость без посредников плюс" вообще не давал рекламу в радио эфире в 2003 году, тем не менее в 2004 году он занял вторую позицию. "Взлетом года" можно назвать успехи компаний Wimpex (с 47-го места в 2003г. на 1-е в 2004г.), Ivax (Galena) (с 138-го места в 2003г. на 9-е в 2004г.) и банка Валют-Транзит (с 44-го места в 2003г. на 6-е в 2004г.). Вместе с тем, из ТОР 10 в 2004 году ушли рекламодатели Otau Cinema, K cell (Kazakhstan cellular), банк ТуранАлем, Procter & Gamble, Коломбо, Air Kazakhstan и Schwabisches Hauschen.
В ТОР 10 рекламодателей на радио наблюдается следующая ситуация: семь из десяти рекламодателей являются казахстанскими компаниями. Представляют иностранных рекламодателей на радио компании K mobile, LG Electronics Almaty Kazakhstan и Ivax (Galena) - производитель лекарственных препаратов (Ново-Пассит, Санорин, Йокс).
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
Елена Юдина По данным компании TNS Central Asia
|