ПОТРЕБЛЕНИЕ ЧАЯ
Краткий обзор
Впервые чай был завезен в Россию почти четыре века назад, еще при Михаиле Романове, и нынче чай пьют все или почти все: младенцы и пенсионеры, язвенники и трезвенники, бедные и богатые, элита и маргиналы. Крупнейшими экспортерами чая на мировом рынке являются такие страны, как Индия, Шри-Ланка, Индонезия, Китай, Кения, Япония, Вьетнам, Бангладеш.
Чай является одним из самых популярных и всенародно любимых напитков в Казахстане. По данным исследования MMI (сентябрь 2004 г.)*, проведенного компанией TNS Central Asia в 11 городах Казахстана, в нашей республике чай является национальным напитком и его потребляют 99,0%** населения.
Из всех опрошенных респондентов наиболее популярной страной производителем является Индия- 63,2%*** опрошенных упомянули именно ее. Со значительным отрывом за ней следует Цейлон - 16,0%. Эти два государства, по мнению респондентов, являются производителями высококачественного чая. Остальные страны были упомянуты реже и имеют очень низкий процент предпочтения от 0,4% до 2,1% (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Предпочтения по стране - производителю чая, 2004 год
Страна - производитель чая |
% |
Индийский |
63,2 |
Цейлонский |
16,0 |
Не имеет значения |
14,6 |
Китайский |
2,1 |
Индонезийский |
2,0 |
Кенийский |
1,5 |
Вьетнамский |
0,4 |
Японский |
0,4 |
Чай может заменить собой кофе и воду, компот и лимонад, достаточно поварьировать количеством заварки и сахара, температурой воды, а в настоящее время еще и видом самого чая. Ведь кроме знакомого нам с детства черного, в последнее время стали появляться в продаже и другие виды чая: ароматизированный, зеленый, холодный, фруктовый, травяной...
Как известно, о вкусах не спорят. Однако, подавляющее большинство респондентов регулярно пьют традиционный черный чай (см. Таблицу 2).
Таблица 2. Предпочтения типов чая, 2004 год
Тип чая |
% |
Чай черный без добавок |
69,1 |
Не имеет значения |
13,6 |
Чай черный с добавками |
9,4 |
Зеленый чай |
5,5 |
Каркаде |
1,2 |
Лечебный чай |
1,2 |
При значительном расширении ассортимента у каждого народа есть общие требования к напитку. Прежде всего, повысились требования к качеству и вкусовым характеристикам любых сортов и видов чая. Чем же руководствуются наши соотечественники при выборе чая?
Чаще всего потребители чая ориентируются главным образом на его качество - 79,3% респондентов указали именно на этот фактор, как определяющий при покупке данного напитка. И только 20,5% потребителей чая ориентируются на его цену.
Подавляющее большинство потребителей чая предпочитают покупать его по большей части в магазинах или супермаркетах (61,2%). Достаточно большая группа потребителей старается покупать чай на базаре (37,0%). Все реже прибегают к услугам киосков - в таких местах продукт приобретают только 1,2% потребителей (см. Таблицу 3).
Таблица 3. Ориентация на место при покупке чая, 2004 год
Место покупки |
% |
Магазин / Супермаркет |
61,2 |
Базар |
37,0 |
Киоск |
1,2 |
С рук |
0,4 |
Не покупаем |
0,2 |
При достаточно богатом ассортименте чая - 56,9% потребителей чая при покупке ориентируются на 2-3 определенные марки, 26,7% - на одну конкретную марку и 16,4 % потребителей покупают чай, как получится.
Из всех представленных на рынке Казахстана напитков чай остается наиболее популярным и любимым напитком наших сограждан. А большой ассортимент данного продукта позволяет каждому выбрать то, что ему больше нравится.
*Объем выборки составил 2350 респондента, в каждом городе пропорционально населению. Использовалась случайная репрезентативная выборка. Опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и больше, в возрасте от 15 лет и старше.
** Данные рассчитаны от населения в целом.
*** Данные рассчитаны от потребителей чая.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
Мария Бескоровайная По данным компании TNS Central Asia
|