ПОКУПКА ПИВА
Краткий обзор
Пиво - популярный среди населения слабоалкогольный напиток. Он был любим всеми при любом уровне дохода. Однако по данным исследования MMI* в 2004 году по сравнению с 2003 годом в потреблении пива среди казахстанцев произошло незначительное падение: с 63,6% до 62,0%**.
Интересные изменения наблюдаются в предпочтениях казахстанцев при покупке пива.
По упаковке по-прежнему популярна стеклянная бутылка объемом 0,5 литра - 67,0%*** любителей пива отдали предпочтение именно ей. Но по сравнению с 2003 годом предпочтение этого вида упаковки пива снизилось на 7,8% (см. Таблицу 1). Значительно выросло предпочтение казахстанцами жестяных банок любого объема (от 0,33 литра до 1 литра) - на 10,9% и составило 23,5%. Наряду с этим произошел рост числа тех любителей пива, кому совершенно безразлично, в какой упаковке находится их любимый напиток - на 3% - до 17,1%. Стеклянные бутылки по 0,33 литра и более 0,6 литра в 2004 году пользовались той же популярностью, что и в 2003 году.
Таблица 1. Предпочтение по упаковке пива, 2003 - 2004гг.
Предпочтения по упаковке пива |
2003г. |
2004г. |
Разница по сравнению с 2003г., % |
В стеклянных бутылках 0,5 л |
74.8 |
67.0 |
-7.8 |
Не имеет значения |
14.1 |
17.1 |
3.0 |
В жестяных банках 0,5 л |
7.1 |
15.1 |
8.0 |
В стеклянных бутылках 0,33 л |
8.0 |
9.0 |
1.0 |
В жестяных банках 0,33 л |
4.6 |
6.6 |
2.0 |
В пластиковых бутылках |
3.5 |
3.0 |
-0.5 |
В стеклянных бутылках объемом 0,6 л и больше |
1.1 |
2.1 |
1.0 |
В жестяных банках 1 л |
0.9 |
1.8 |
0.9 |
Как и в 2003 году наиболее популярный объем при покупке пива 0,5 литра - его предпочитают покупать 29,3% респондентов (см. Таблицу 2). Вторым по популярности объемом покупаемого пива является 1 литр - 27,8% респондентов предпочитают за раз купить именно этот объем. По сравнению с предыдущим годом количество респондентов по этим градациям осталось практически на том же уровне. Но вместе с тем уменьшилось количество респондентов покупающих за один раз более одного литра пива на 3,9% по сравнению с 2003 годом и составило 24,4%, а также произошел рост тех респондентов, которые сами пиво не покупают - на 3,8% и составили 16,5%.
Таблица 2 Покупка пива за один раз, 2003 - 2004гг.
Покупка пива за один раз |
2003г.,% |
2004г.,% |
Разница по сравнению с 2003г., % |
0,5 литра |
29.6 |
29.3 |
-0.3 |
1 литр |
27.9 |
27.8 |
-0.1 |
Не покупаю сам |
12.7 |
16.5 |
3.8 |
1,5 литров |
11.8 |
11.3 |
-0.5 |
2 литра |
9.9 |
8.4 |
-1.5 |
3 литра |
4.2 |
2.7 |
-1.5 |
более 3 литров |
2.4 |
2.0 |
-0.4 |
0,3 литра |
1.6 |
2.0 |
0.4 |
При всем разнообразии ассортимента пива все меньше потребителей покупают данный напиток "как получится" (на 2,1% меньше по сравнению с 2003г.) и растет доля тех, кто ориентируется на 1-3 определенные марки (см. Таблицу 3). Так, количество потребителей пива, ориентирующихся на одну определенную марку, выросло по сравнению с 2003 годом на 0,4%, составив тем самым 21,7%, а количество тех, кто при покупке ориентируется на 2-3 определенные марки, выросло на 1,7% и составило 54,5%.
Таблица 3.Ориентация при покупке пива на его марку, 2003 - 2004гг.
Ориентация на марку |
2003г.,% |
2004г.,% |
Разница по сравнению с 2003г., % |
Покупаем 2-3 определенные марки |
52.8 |
54.5 |
1.7 |
Покупаем, как получится |
25.9 |
23.8 |
-2.1 |
Покупаем одну определенную марку |
21.3 |
21.7 |
0.4 |
Таблица 4. Ориентация при покупке пива на его цену и качество, 2003 - 2004гг.
Ориентация на цену / качество |
2003г.,% |
2004г.,% |
Разница по сравнению с 2003г., % |
Качество |
81.4 |
79.4 |
-2.0 |
Цена |
18.6 |
20.6 |
2.0 |
Благодаря налаженной дистрибуции различных товаров в магазины и супермаркеты нашей республики выросло количество людей, приобретающих пиво в магазинах и супермаркетах, на 2,7% и составило 79,7% (см. Таблицу 5). В то же время снизилось количество казахстанцев, покупающих свой любимый слабоалкогольный напиток в киосках или на базарах на 3,1%, и составило 19,7%.
Таблица 5. Ориентация при покупке пива на место его покупки, 2003 - 2004гг.
Ориентация на место покупки |
2003г.,% |
2004г.,% |
Разница по сравнению с 2003г., % |
Покупаем чаще всего в магазине/супермаркете |
77.0 |
79.7 |
2.7 |
Покупаем чаще всего на базаре |
12.5 |
10.5 |
-2.0 |
Покупаем чаще всего в киоске |
10.3 |
9.2 |
-1.1 |
Покупаем чаще всего с рук |
0.2 |
0.6 |
0.4 |
Таким образом, по сравнению с 2003 годом при покупке пива в 2004 году наблюдаются следующие изменения:
- растет предпочтение жестяных банок пива;
- падает количество покупаемого за один раз пива;
- растет доля казахстанцев, ориентирующихся на определенные марки;
- при покупке пива растет значимость его цены;
- растет число потребителей пива, осуществляющих покупку в магазинах и супермаркетах.
*Объем выборки исследования MMI (сентябрь' 2003) составляет 2436 респондента, в каждом городе пропорционально населению. Использовалась случайная репрезентативная выборка. Опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и больше, в возрасте от 15 лет и старше.
Объем выборки исследования MMI (сентябрь' 2004)составил 2350 респондента, в каждом городе пропорционально населению. Использовалась случайная репрезентативная выборка. Опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и больше, в возрасте от 15 лет и старше.
** Данные рассчитаны от населения в целом.
*** Данные рассчитаны от потребителей пива.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
Юдина Елена По данным компании TNS Central Asia
|