ОБЪЕМЫ КАЗАХСТАНСКОГО РЫНКА РЕКЛАМЫ. ПРЕССА, I полугодие 2005 года.
По данным компании TNS Central Asia объем рынка рекламы в казахстанской прессе за I полугодие 2005 года составил 31,1 млн. USD (см. Диаграмму 1). По сравнению с тем же периодом 2004 года рекламные бюджеты в казахстанских газетах и журналах выросли на 33,9%. Расходы на размещение рекламных объявлений рассчитаны по официальным прайс-листам издательских домов без учета скидок.
Диаграмма 1. Сравнительная динамика изменений рекламных бюджетов по месяцам, I полугодие 2004, 2005 гг.
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламных объявлений рассчитаны по официальным прайс-листам издательских домов без учета скидок.
Как и в других СМИ, в прессе в течение I полугодия 2005 года расходы рекламодателей на размещение рекламных объявлений росли. В июне по сравнению с январем рекламный бюджет вырос на 56,1%.
Также растет с каждым месяцем и объем размещения рекламных объявлений в прессе. За I полугодие текущего года общая площадь рекламных объявлений составила 8,3 млн. кв. сантиметров, это на 15,5% больше, чем за аналогичный период 2004 года (см. Диаграмму 2).
Диаграмма 2. Сравнительная динамика изменений рекламной площади изданий по месяцам, I полугодие 2004, 2005 гг.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕКЛАМЫ ПО ТИПАМ ИЗДАНИЙ
Рассматривая рекламный бюджет прессы, необходимо напомнить, что в зависимости от типа и периодичности изданий, все они подразделяются на журналы (еженедельные, ежемесячные и ежеквартальные) и на газеты (ежедневные, еженедельные и рекламные).
Самый большой объем рекламных бюджетов пришелся на рекламные издания -12 млн. USD, что составило 39,0% от общего объема (см. Таблицу 1). Активно развивается рынок журналов - суммарный бюджет по всем типам составил 6,3 млн USD (20,3% от общего рекламного бюджета прессы в I полугодии 2005 года).
Таблица 1. Объемы рекламы по типам изданий, I полугодие 2005 г.
Edition Type |
Cost, USD |
Cost, % of Total |
Quantity |
Quantity, % of Total |
Duration, тыс.кв. см |
Duration, % of Total |
Газеты рекламные |
12 136 859 |
39.0% |
63 795 |
75.2% |
4 355.8 |
52.3% |
Газеты еженедельные |
8 867 132 |
28.5% |
13 745 |
16.2% |
1 445.8 |
17.4% |
Журналы ежемесячные |
4 385 106 |
14.1% |
2 223 |
2.6% |
995.1 |
11.9% |
Газеты ежедневные |
3 797 868 |
12.2% |
4 099 |
4.8% |
1 057.4 |
12.7% |
Журналы еженедельные |
1 545 778 |
5.0% |
772 |
0.9% |
369.2 |
4.4% |
Журналы ежеквартальные |
399 353 |
1.3% |
178 |
0.2% |
109.5 |
1.3% |
Total |
31 132 096 |
100.0% |
84 812 |
100.0% |
8 332.8 |
100.0% |
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламных объявлений рассчитаны по официальным прайс-листам издательских домов без учета скидок.
По сравнению с I полугодием 2004 года состав тройки лидеров по объему рекламного бюджета среди ежедневных изданий не изменился. Это: КАЗАХСТАНСКАЯ ПРАВДА, ЕГЕМЕН КАЗАХСТАН и ЭКСПРЕСС К. С января по июнь 2005 года рекламодатели разместили свою рекламу на страницах этих газет на 3,5 млн. USD, что составило 92,0% от общего рекламного бюджета ежедневных изданий.
Среди еженедельных газет лидер по объему рекламного бюджета - газета КАРАВАН, на страницах которой рекламодатели разместили свою рекламу на 5,0 млн. USD, что составило 56,1% от общего рекламного бюджета всех еженедельных изданий.
Тройка изданий - лидеров по объему рекламного бюджета среди еженедельников - КАРАВАН, ВРЕМЯ и ПАНОРАМА. Суммарный рекламный бюджет этих трех газет составляет 76,2% от рекламного бюджета еженедельных изданий.
Среди рекламных изданий неизменный лидер - газета ПЛЮС. В этом издании рекламодатели разместили свою рекламу на 5,0 млн. USD, что составляет 40,8% от рекламного бюджета рекламных изданий в I полугодии 2005 года.
TОР 3 среди рекламных изданий выглядит так: ПЛЮС, ИЗ РУК В РУКИ и КОЛЕСА. Бюджет этой тройки составил 8,2 млн. USD - 67,8% от общего объема рекламного бюджета в этом секторе изданий.
Среди ежеквартальных журналов лидирует РАНДЕВУ. Его рекламный бюджет в I полугодии 2005 года составил 140,0 тыс.USD (35,1% от общего рекламного бюджета данной категории). На второй позиции по рекламному бюджету находится журнал ШОКОЛАД. На размещение в нем рекламы было затрачено 77,4 тыс. USD (19,4%). На третьей позиции расположился журнал ЗЕРКАЛО с рекламным бюджетом 65,0 тыс.USD (16,3%).
Среди ежемесячных журналов лидером является COSMOPOLITAN - Казахстан. Рекламодатели потратили за I полугодие 2005 года 1,3 млн. USD на размещение своих рекламных сообщений именно в этом издании. Это составляет 29,4% от общего рекламного бюджета ежемесячных журналов. На второй и третьей позиции расположились журналы СЕЗОН и АФИША. KZ. Их рекламные бюджеты составили соответственно 739,7 тыс. USD (16,9%) и 481,7 тыс. USD (11,0%).
Еженедельных журналов пока еще не так много на нашем рынке. Лидирующую позицию по рекламному бюджету среди них занимает журнал ЛИЗА в Казахстане. На размещение рекламных сообщений в этом издании рекламодатели потратили 818,2 тыс. USD, что составило 52,9% от общего рекламного бюджета еженедельных журналов. В данную категорию также входят журналы ОТДОХНИ (рекламный бюджет 387,5 тыс.USD - 25,1%) и ЭКСПЕРТ - Казахстан (340,1 тыс.USD - 22,0%).
ВЕДУЩИЕ РЕКЛАМОДАТЕЛИ
Расходы на рекламу десяти крупнейших по бюджету рекламодателей в I полугодии 2005 года составили 3,4 млн USD - 11,0% от общего объема.
В таблице 2 представлена десятка ведущих по рекламному бюджету рекламодателей за I полугодие 2005 г.
Таблица 2. Ведущие рекламодатели в прессе, I полугодие 2005 г.
№ |
Advertiser |
Cost, USD |
Cost, % of TOP 10 |
Duration, кв. см |
Duration, % of TOP 10 |
1 |
Валют-Транзит Банк |
544 774 |
15.9% |
133 900 |
17.2% |
2 |
Куат (ЗАО СК) |
485 159 |
14.1% |
110 620 |
14.2% |
3 |
ТуранАлем Банк |
400 965 |
11.7% |
70 040 |
9.0% |
4 |
Samsung Electronics |
400 263 |
11.7% |
83 980 |
10.8% |
5 |
Gallaher Kazakstan LLC |
317 958 |
9.3% |
82 120 |
10.5% |
6 |
K Cell (Kazakhstan Cellular) |
290 282 |
8.5% |
64 700 |
8.3% |
7 |
Philip Morris Kazakhstan |
270 300 |
7.9% |
86 840 |
11.1% |
8 |
Wimpex |
259 425 |
7.6% |
42 020 |
5.4% |
9 |
LG Electronics Almaty Kazakhstan |
249 504 |
7.3% |
63 520 |
8.1% |
10 |
Альянс Банк |
215 092 |
6.3% |
41 700 |
5.3% |
Total |
3 433 722 |
100.0% |
779 440 |
100.0% |
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламных объявлений рассчитаны по официальным прайс-листам издательских домов без учета скидок. Не учтены ПРОЧИЕ РЕКЛАМОДАТЕЛИ и реклама издательских домов.
ТОР 10 возглавляют компании: ВАЛЮТ-ТРАНЗИТ БАНК, КУАТ (ЗАО СК), ТУРАНАЛЕМ БАНК. Рекламный бюджет тройки лидеров составил 1,4 млн USD (4,6% от общего рекламного бюджета прессы).
ОБЩИЙ БЮДЖЕТ ПО МЕДИАНОСИТЕЛЯМ
Общий рекламный бюджет по четырем типам медианосителей за I полугодие 2005 года составил 207,6 млн. USD. Для сравнения: за аналогичный период 2004 года этот показатель равнялся 135,1 млн. USD. Таким образом, общий рост рекламных бюджетов на телевидении, радио, в прессе и наружной рекламе составил 53,7%.
Наибольшая доля затрат рекламодателей традиционно приходится на телевизионную рекламу - 74,9%, на втором месте по затратам следует пресса (15,0%), затем "наружка" (6,3%) и радио (3,9%).
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
По данным компании TNS Central Asia
|