Маргарин для здоровья не заменим
Маргарин изначально создавался как заменитель коровьего масла, и в этом качестве он существует и по сей день. Другое дело, что цели, которые преследовали производители и покупатели маргарина два века назад, когда он только появился, и сейчас, принципиально различаются. Тогда была задача сэкономить и накормить голодных, в наше время - заменить "тяжелое" для желудка и сердца масло на аналогичный, но полезный для здоровья продукт.
Крестным отцом маргарина стал Наполеон III, который 1868 году объявил общенациональный конкурс на создание "заменителя масла для бедняков и солдат". Существуют разные версии, почему он решил это сделать. Одни говорят - из благородства и желания помочь обездоленным, другие - что император захотел хоть таким образом остаться в истории и подражал своему великому дяде Наполеону Бонапарту, который не только побеждал в войнах, но еще и оставил после себя такое полезное всем изобретение, как консервы. Как бы то ни было, но уже через 2 года химик Ипполит Меж-Мурье был готов представить императору вещество, которое ученый назвал словом маргарин, что переводится с французского, как жемчужина.
Но рассмотрим потребление маргарина среди казахстанцев. По данным исследования Media Marketing Index* , проводимого компанией TNS Central Asia, потребителями маргарина является 44%. Из них активными потребителями** данного продукта является 31%, умеренными*** - 49% и пассивными**** - 20%. Также необходимо отметить сокращение доли активных потребителей данного продукта на 24% в 2005 году по сравнению с 2001 годом.
Диаграмма 1: Типы потребителей маргарина. Динамика 2001-2005 гг.*****
На сегодняшний день на рынке Казахстана представлено огромное разнообразие марок маргарина, но наиболее известной, потребляемой и предпочитаемой маркой является Rama, на втором месте находится маргарин Сливочный (любых производителей), третье место занимает маргарин 3 желания. (см. таблицу 1).
Таблица 1: Наиболее известные и потребляемые марки маргарина*****
Марки |
Знание % |
Потребление % |
Лояльность % |
Rama |
59,6 |
39,4 |
23,2 |
Сливочный (любых производителей) |
50,9 |
36,7 |
23,0 |
3 желания |
49,6 |
33,4 |
20,3 |
Домашний |
30,1 |
15,4 |
8,7 |
Cолнечный |
29,2 |
15,8 |
6,2 |
Рассмотрим характеристики домохозяйств, потребляющих маргарин. Чаще всего это семьи с численностью от четырех человек и более, с двумя и больше детьми, уровнем дохода средним и ниже среднего. Реже всего среди потребителей маргарина всречаются семьи, имеющие возможность покупать дорогие вещи.
Диаграмма 2: Характеристика домашних хозяйств потребляющих маргарин (Affinity Index)
Рассматривая данные, полученные в ходе исследования, необходимо отметить тот факт, что в целом маргарин сохранил свое предназначение, а именно, он является заменителем масла для наименее обеспеченных слоев населения. Возможно, основной альтернативой завоевания большей доли потребителей может послужить то, что необходимо информировать население о полезности данного продукта для здоровья и раскрытие его плюсов.
* - По данным MMI - опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением в возрасте от 15 лет и старше. Использовалась случайная репрезентативная выборка.
** - активными потребителями являются домохозяйства, потребляющие маргарин не реже 6 раз в неделю.
*** - умеренные потребители потребляют маргарин с частотой от 1 раза в неделю до 2-3 раз в месяц.
**** - пассивные потребители потребляют маргарин реже 1 раза в месяц.
***** - Данные подсчитаны от потребителей маргарина.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
По данным TNS Central Asia
|