МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ…
Пальма первенства в создании первого в мире автомобиля принадлежит Франции. Так, в 1769 г. артиллерийский офицер и инженер Николя Жозеф Кюнью создал первую паровую машину, изначальное предназначение которой была перевозка снарядов и оружия. Это сейчас машины имеют четыре колеса и могут разгоняться до скорости 200 км/ч и даже больше, а в те времена паровая машина была трехколесной и могла развить скорость не более 5 км/ч. И кто бы мог подумать, что привычное всем нам слово "шофёр" означает в переводе с французского "кочегар", потому как в обязанности первых шоферов входило разведение костра для создания пара, который и приводил в действие паровую машину. Ездить на таких паромобилях было не очень удобно. Однако конструкция паромобилей менялась из года в год ,так, трехколесный паромобиль приобрел более привычный нам вид четырехколесной машины. Эпоха автомобилизации в истории человечества началась именно с паромобилей, а не с паровозов и пароходов.
Но прогресс невозможно остановить, и так, в конце 19 века на смену паромобилям пришел автомобиль с бензиновым мотором. С каждым годом количество автомобилей увеличивалось, появлялись новые модели, возрастала скорость.
И вот настал 21 век - век развитых идей и технологий, который поражает разнообразием моделей и марок, начиная от шикарных дорогостоящих автомобилей до более доступных моделей.
По данным исследования Media Marketing Index1, проводимого компанией TNS Central Asia, в 2005 году почти каждая третья казахстанская семья имеет автомобиль, что составляет 27,9%. Если рассматривать данные по Казахстану в динамике, начиная с 2001 года, то мы увидим, что, в целом, возросла доля семей, имеющих автомобили (см. Диаграмму 1).
Диаграмма 1 - Наличие автомобилей в семье. Динамика 2001-2005. %
1 по данным MMI - опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и более в возрасте от 15 лет и старше. Объем выборки составил в 2001 году - 2362 респондента, в 2002 году - 2295 респондентов, в 2003 году - 2460 респондентов, в 2004 году - 2350 респондентов, в 2005 году - 2470 респондентов.
Производители выпускают автомобили на любой вкус, создают отдельно "женские" и "мужские" модели, а некоторые наиболее прогрессивные компании создали модели, специально расчитанные на людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Посмотрим, какие же марки автомобилей являются наиболее популярными среди автолюбителей Казахстана. На период 2001 года, автомобили отечественного производства пользовались большей популярностью, чем импортного. Однако марки ВАЗ 2104-2107, которые в 2001 году являлись лидером по наличию в семье - 17,4%, в 2005 г. уступили свои позиции импортной марке Audi и занимают теперь 2 место с 10,1% (см. Таблицу 1)
Таблица 1 - Наличие марок автомобилей. Тор 10. Динамика 2001-2005
Марка |
2001 г. % |
2002 г. % |
2003 г. % |
2004 г. % |
2005 г. % |
Audi |
3,4 |
8,1 |
10,2 |
13,9 |
12,2 |
ВАЗ 2104-2107 |
17,4 |
20,7 |
14,8 |
11,3 |
10,1 |
Toyota |
2,3 |
2,6 |
2,3 |
4 |
7,5 |
Volkswagen |
2,7 |
3,5 |
4,8 |
7,9 |
7,2 |
Mazda |
5,4 |
5,1 |
5,4 |
4,7 |
6,4 |
Москвич |
10,5 |
6,8 |
7,8 |
7,4 |
6,1 |
ВАЗ 2101-2103 |
10,9 |
10,7 |
9 |
7,4 |
5,4 |
ВАЗ 2109, 21099 |
5,8 |
7,2 |
5,9 |
4,6 |
4,7 |
Волга |
6,5 |
4,6 |
5,1 |
3,9 |
4,6 |
Mercedes-Benz |
1,9 |
2,6 |
3,1 |
3,3 |
4,4 |
При покупке автомобиля респонденты ориентируются не только на марки и модели автомобилей, но и на год выпуска покупаемого автомобиля. Это, пожалуй один из главных критериев выбора машины, так как от года выпуска машины зависит ее стоимость и качество. Из диаграммы (см. Диаграмму 2) видно, что в основном по Казахстану катаются автомобили 1992-1995 годов выпуска.
Диаграмма 2 - Год выпуска автомобиля
Подавляющее большинство респондентов покупают подержанные автомобили, это объясняется тем, что новые автомобили стоят в 3 и более раз дороже (см. Таблицу 2).
Таблица 2 - Новизна автомобиля на момент покупки. Динамика 2001-2005
Марка |
2001 г. % |
2002 г. % |
2003 г. % |
2004 г. % |
2005 г. % |
Новый автомобиль |
29 |
23,9 |
22 |
21,5 |
22,3 |
Подержанный автомобиль |
71 |
76,1 |
78 |
78,5 |
77,7 |
Однако, начиная с 2003 года, наблюдается тенденция к росту покупки новых автомобилей "в масле" (см. Таблицу 2), этому есть объяснение: затраты на рекламу автомобилей увеличиваются из года в год, причем на протяжении 4 лет за период 2001-2004 годов основным источником рекламы являлась реклама в прессе, но в 2005 году рекламодатели выбрали для себя наиболее приоритетным источником размещения рекламы - рекламу на телевидении, потратив на нее 3 352 666$, для сравнения в 2001 году эта сумма была почти в 90 раз меньше - 38 489$ (см. Таблицу 3).
Таблица 3 - Распределение рекламного бюджета по видам СМИ2. Динамика 2001-2005
СМИ |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
TV |
38 489$ |
70 221$ |
473 696$ |
1 572 692$ |
3 352 666$ |
Radio |
54 783$ |
122 161$ |
285 919$ |
670 532$ |
1 158 214$ |
Press |
497 455$ |
674 912$ |
898 495$ |
1 607 295$ |
2 696 226$ |
Outdoor |
60 349$ |
79 914$ |
201 986$ |
569 553$ |
1 000 341$ |
Total |
651 076$ |
947 208$ |
1 860 096$ |
4 420 072$ |
8 207 447$ |
Наиболее активными рекламодателями в 2005 году были компании Astana Motors и Toyota Motor Corporation, на рекламу они потратили 2 010 005$ и 1 910 080$ соответственно (см. Таблицу 4).
Таблица 4 - Распределение рекламного бюджета по рекламодателям2. Тор 5.
Рекламодатель |
Расходы, $ |
ASTANA MOTORS |
2 010 005$ |
TOYOTA MOTOR CORPORATION |
1 910 080$ |
MERCUR MOTORS |
950 177$ |
TOYOTA CENTER ZHETISU |
760 775$ |
ВИРАЖ СЕТЬ АВТОСАЛОНОВ |
420 859$ |
Какими бы разными не были автомобили, все они похожи в одном: их главное предназначение - это перевозка пассажиров.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
Махаббат Абитаева TNS Central Asia
|