Потребление растительного масла
Растительное масло своим происхождением корнями уходит в древние времена. Так, цветки подсолнуха впервые культивировались североамериканскими индейцами, которые поклонялись ему как священному цветку, употребляли семена в пищу, применяли для лечения. В Европу "Цветок солнца" попал в 16 веке из Северной Америки, но первоначально его использовали только в качестве украшения клумбы. Оливковому дереву, как и подсолнуху, приписывалось божественное происхождение. Жители Средиземноморья научились добывать из плодов оливы ценный продукт - оливковое масло, которое называли "жидким золотом".
Растительные масла можно выделить из всех известных семечек и орешков, но не все они подходят для употребления в пищу, некоторые из них используют в качестве лекарства или косметического средства. Самое сложное в обработке семян и получении масла осталось позади, современные технологии позволяют без особого труда получить из семян и орешков масло: вместо слабых женских рук теперь используются мощные прессы.
Растительное масло настолько прижилось у нас в стране, что ни одна кухня, ни одна трапеза немыслима без этого продукта. По данным, полученным в ходе исследования Media Marketing Index 1, за последние 5 лет процент потребителей растительного масла практически не изменился, почти 99% казахстанских семей потребляют из года в год этот продукт питания (см.Таблицу 1).
Таблица 1 - Потребление растительного масла. %
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
потребляют |
99 |
98,6 |
98,9 |
98,6 |
98,2 |
не потребляют |
1 |
1,4 |
1,1 |
1,4 |
1,8 |
Прилавки магазинов пестрят изобилием растительного масла на любой вид и вкус. В зависимости от способа обработки растительные масла делятся на два вида: нерафинированное и рафинированное. Первое - нерафинированное масло - получают прессовым методом, такое масло обладает характерным вкусом и запахом семян. Второй вид - рафинированное масло получают путем технологических методов очистки, в результате такое масло дольше хранится и не имеет осадка. Некоторые масла при очистке проходят стадию дезодорацию - удаление ароматических веществ - благодаря которой запах у масла при жарке становится менее выраженным.
По данным Media Marketing Index-2005, 58% казахстанских семей предпочитают потреблять рафинированное масло, 21% - рафинированное дезодорированное2 и только 10% предпочитают нерафинированное масло. Если сравнивать данные по Казахстану за 2001-2005 года, то наибольший рост в потреблении рафинированного масла среди казахстанских семей наблюдается в 2003 году (см.Диаграмму 1).
1 по данным MMI - опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и более среди людей в возрасте от 15 лет и старше. Объем выборки составил в 2001 году - 2362 респондента, в 2002 году - 2295 респондентов, в 2003 году - 2460 респондентов, в 2004 году - 2350 респондентов, в 2005 году - 2470 респондентов.
2 рафинированное дезодорированное масло как вид растительного масла измеряется, начиная с 2003 года.
Диаграмма 1 - Предпочтения по виду растительного масла3. Динамика 2001-2005 гг.%
Рассматривая типы растительного масла, можно выделить несколько самых основных типов: подсолнечное, оливковое, кукурузное, соевое, хлопковое, арахисовое, горчичное, рапсовое, софлоровое и так называемое смешанное "mix" масло. Эти типы масла отличаются друг от друга вкусом, запахом, а также составом полезных веществ.
Традиционно наиболее популярным типом растительного масла в Казахстане является подсолнечное масло, его на протяжении последних 5 лет потребляют почти 96% казахстанских семей. Доля потребителей оливкого масла в 2005 году выросла по сравнению с 2001 годом и составила 15,1% вместо 11,7% (см.Таблицу 2).
Таблица 2 - Потребление типов растительного масла4.Динамика 2001-2005гг.5 %
Тип растительного масла |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Подсолнечное |
96,5 |
95,6 |
96,5 |
95,4 |
95,5 |
Хлопковое |
* |
* |
* |
19,8 |
15,4 |
Оливковое |
11,7 |
13,2 |
12,7 |
17,4 |
15,1 |
Кукурузное |
11,8 |
11 |
10,4 |
11 |
11 |
Соевое |
3,6 |
4,2 |
4,1 |
4,7 |
3,6 |
Сафлоровое |
* |
* |
1,4 |
2,7 |
2,6 |
Смешанное (mix) |
1,8 |
1,6 |
1 |
2,5 |
2,4 |
Арахисовое |
0,9 |
1 |
0,9 |
2,1 |
2 |
Рапсовое |
1,4 |
1,2 |
1,1 |
1,7 |
0,9 |
Горчичное |
* |
* |
0,8 |
1,6 |
0,9 |
3 данные подсчитаны от потребителей растительного масла
4 данные подсчитаны от потребителей растительного масла
5 * помечены виды растительного масла, которые не замерялись в данный период
На нашем рынке представлено большое количество марок растительного масла: отечественного и импортного производства. Казахстанские производители действуют уверенно: активно завоевывают рынок и вытесняют конкурентов - импортных производителей. Примером может служить марка Шедевр, которая на протяжении трех лет с 2001 года по 2003 год находясь на втором месте по потреблению растительного масла, в 2004 году вырвала победу у лидера прошлых лет марки Олейна и сумела сохранить свои позиции в 2005 году. Также необходимо отметить тенденцию к росту у других казахстанских марок, таких как Иртыш, 3 желания, Алтын (см.Таблицу 3).
Таблица 3 - Потребление марок растительного масла6. Тор-10.Динамика 2001-2005 гг.7%
Марки растительного масла |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Шедевр |
37 |
43,7 |
49,4 |
52,7 |
54 |
Олейна |
59,8 |
56,9 |
54,5 |
52,5 |
49,8 |
Золотая семечка |
* |
* |
25,4 |
23,4 |
25,3 |
Иртыш |
20,5 |
18,4 |
19,9 |
24,2 |
24,5 |
Ideal |
33,6 |
33,1 |
30,0 |
24,6 |
21,3 |
3 желания |
* |
* |
11,4 |
15,7 |
18,9 |
Алтын |
* |
9,2 |
11,2 |
12,6 |
13,4 |
Ona |
17,7 |
16,9 |
16,5 |
11,4 |
9,9 |
Злато |
* |
* |
9,5 |
16,3 |
9,6 |
Доня |
14,2 |
11,3 |
11 |
12,9 |
9,2 |
6 данные подсчитаны от потребителей растительного масла
7 * - марки растительного масла, которые не замерялись в данный период
Рассмотрев данные по потреблению растительного масла в целом, можно прийти к выводу, что растительное масло - продукт питания, потребляемый в каждом доме и необходимый всем как хлеб и соль.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
Махаббат Абитаева TNS Central Asia
|