Краткий обзор рынка компьютеров и интернета.
Персональный компьютер, а тем более Интернет, совсем недавно были роскошью для рядовых семей и являлись привилегией лишь для небольшого слоя населения. Однако компьютер очень быстро вошел в нашу жизнь. С компьютером на "ты" умеют общаться не только техники и конструкторы, но и люди творческих профессий, такие как писатели, художники, дизайнеры. Компьютеры находят широкое применение в учреждениях и на предприятиях, а также в торговле, медицине, сфере образования, в структурах служб охраны и безопасности.
Интернет, как и компьютер, пожалуй, можно назвать одним из самых великих открытий времен человечества. Это глобальная сеть, которая расширяет свои границы с каждым днем, вовлекая все большее количество людей, соединяя их на разных уголках мира за считанные секунды. С помощью Интернета, не выходя из дома, можно совершить покупки, перевести деньги с одного счета на другой, узнать последние новости, общаться с разными людьми, в общем, возможности неограничены, и это только начало.
Рассмотрим данные, полученные в ходе исследования Media Marketing Index1 (MMI), проводимого ежегодно компанией TNS Central Asia. С каждым годом увеличивается количество казахстанских семей, имеющих дома персональные компьютеры, так в 2001 году 6,2% семей отметили наличие дома персонального компьютера, а в 2005 году уже 19,1%, то есть почти каждая пятая семья. Пользователей услуг сети Интернет также становится больше с каждым годом: если в 2001 году - 6,6% людей отметили использование услуг сети Интернет, то в 2005 году - 14% (см.Диаграмму 1).
Диаграмма 1 - Наличие компьютеров и использование услуг сети Интернет,%. Динамика 2001-2005 гг.
1 по данным MMI - опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и более среди людей в возрасте от 15 лет и старше. Объем выборки составил в 2001 году - 2362 респондента, в 2002 году - 2295 респондентов, в 2003 году - 2460 респондентов, в 2004 году - 2350 респондентов, в 2005 году - 2470 респондентов.
Сегодня принтер и сканер являются необходимыми атрибутами любого офиса, но пока не каждого дома. Начиная с 2003 года, наблюдается тенденция к росту числа семей, имеющих принтеры или сканеры. К 2005 году число семей, имеющих принтеры, составило 9,7%, сканеры - 3%, для сравнения в 2003 году - 4,6% семей имели дома принтеры и всего 1% - сканеры (см. Диаграмму 2).
Диаграмма 2 - Наличие принтеров и сканеров, %. Динамика 2001-2005 гг.
Спрос на принтеры и сканеры также растет из года в год. Так, если в 2001 году 2,3% семей планировали покупку принтера, то в 2005 году число таких семей выросло и составило 4,4%. (см. Диаграмму 3)
Диаграмма 3 - Планирование покупки принтеров и сканеров, %. Динамика 2001-2005 гг.
Получить доступ к сети Интернет сегодня не составляет труда благодаря расширению с каждым годом списка Интернет-провайдеров. По данным MMI-2005, несомненным лидером в знании и использовании услуг компаний, предоставляющих Интернет-услуги2, является компания Казахтелеком, число пользователей которой к 2005 году составило 65,8% (см.Таблицу 1).
2 данные по знанию и использованию услуг Интернет-провайдеров рассчитаны от респондентов, имеющих дома доступ к Интернет.
Таблица 1 - Знание и использование услуг Интернет-провайдеров3. Тор-5 (за 2005 год). Динамика 2001-2005 гг.,%
Знание | Использование |
Интернет-провайдеры |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Казахтелеком |
67,9 |
70,3 |
77,6 |
83,8 |
85,2 |
Nursat |
62,6 |
54,8 |
61,2 |
55,3 |
55,3 |
Алма TV |
* |
* |
* |
20,6 |
24,3 |
Ducat |
* |
* |
24,8 |
23,5 |
16,9 |
Astel |
33,8 |
20,9 |
20,4 |
9,2 |
12,2 |
|
Интернет-провайдеры |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Казахтелеком |
33,6 |
43,5 |
54,9 |
59,6 |
65,8 |
Nursat |
28,5 |
29,5 |
25,5 |
20 |
26,2 |
Алма TV |
* |
* |
* |
* |
3,8 |
Ducat |
* |
* |
9,7 |
7,6 |
3,1 |
Astel |
7 |
4,3 |
3 |
1,1 |
2,3 |
|
Как известно, существует прямая зависимость между рекламой и продажами. И для компьютерной техники это не исключение. Расходы на рекламу компьютерной техники, компьютерных комплектующих и периферии в 2005 году значительно превысили расходы на рекламу в 2001 году и составили в общем 4 200 767$, для сравнения в 2001 году это была несколько иная сумма - 965 542$ (см. Таблицу 2).
Таблица 2 - Распределение рекламного бюджета по видам СМИ4. Динамика 2001- 2005 гг.
СМИ |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
TV |
199 859$ |
142 838$ |
471 052$ |
912 290$ |
1 359 875$ |
Radio |
20 016$ |
25 910$ |
155 764$ |
88 311$ |
98 920$ |
Press |
729 567$ |
780 865$ |
868 461$ |
1 262 648$ |
2 007 496$ |
Outdoor |
16 100$ |
86 654$ |
348 869$ |
624 162$ |
734 476$ |
Total |
965 542$ |
1 036 267$ |
1 844 146$ |
2 887 411$ |
4 200 767$ |
Самым активным рекламодателем в 2005 году стала компания Hewlett Packard, которая затратила на размещение рекламы компьютерной техники, компьютерных комплектующих и периферии 981 973$, причем основные расходы пришлись на рекламу в прессе - 474 224$ (см. Диаграмму 4).
Диаграмма 4 - Распределение рекламного бюджета компании Hewlett Packard. 2005 г.
3 * - помечены Интернет-провайдеры, которые не замерялись в соответствующий период
4 в Таблице 2 и далее в Диаграмме 4 представлены расходы на рекламу компьютерной техники, компьютерных комплектующих и периферии по данным мониторинга рекламы, проводимого компанией TNS Central Asia. Расходы на размещение рекламы приводятся в соответствии с официальными прайс-листами, без учета скидок и льгот
Время тотальной компьютеризации для Казахстана еще не настало, но благодаря появлению все большего числа игроков на компьютерном рынке и, как следствие, снижению цен, число домохозяйств, имеющих компьютеры, хотя и медленно, но все-таки растет. Компании, специализирующиеся на продаже компьютерной техники и предоставлении услуг доступа к Интернет имеют большой потенциал развития в своей области.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
Махаббат Абитаева TNS Central Asia
|