ПИВО НЕ НАПИТОК. ЭТО ОБРАЗ ЖИЗНИ.
(Обзор потребительских предпочтений и рекламы пива)
С началом лета усталая душа и тело неудержимо
рвутся куда-нибудь прочь от надоевшей городской суеты. Скажем, в
маленькое, уютное кафе по дороге на Медео, выпить кружечку холодного
пива, вдохнуть глоток живительного горного воздуха. У пива нет
родины. В Европейских странах пиво ассоциируется с образом жизни.
Вряд ли можно представить немца или ирландца без пива. На
сегодняшний день это самый популярный напиток в странах Европы и
Азии, и Казахстан не исключение.
По результатам последнего опроса, проведенного
компанией Gallup Media Asia, в рамках исследования MMI ноябрь
2000 65,3% опрошенных употребляли пиво за последние пол-года.
9,8% из них пьют пиво несколько раз в неделю, 12,1% один раз - в
неделю и 19,7% предпочитают пить пиво только 2-3 раза в месяц.
На первом месте по потреблению среди любителей пива
находится пиво “Жигулевское”. Это самая популярная марка пива, его
знают во всех странах СНГ, его всегда можно найти на прилавке
магазина, и оно достаточно доступно по цене. На втором месте наша
казахстанская марка пива - “Карагандинское”, эту марку предпочитают
53,4% потребителей пива.
В таблице 1 представлены предпочтения по
потреблению отдельных марок пива среди потребителей пива.
Таблица 1 – Потребление
марок пива
№ |
Марка |
% |
1 |
Жигулевское |
55,2 |
2 |
Карагандинское |
53,4 |
3 |
Балтика |
43,3 |
4 |
Тянь-Шань |
37,3 |
5 |
Очаковское |
36,4 |
6 |
Шымкентсткое |
33,7 |
7 |
Bavaria (Бавария) |
28,6 |
8 |
Арай |
26 |
9 |
Южная Столица |
25 |
10 |
Holsten (Холстен) |
21,9 |
45% казахстанцев предпочитают покупать пиво в
стеклянных бутылках по 0,5л, для 13,4% вообще не имеет значения
упаковка пива, и всего лишь 6,2% предпочитают жестяную упаковку по
0,33л.
В Казахстане при выборе пива предпочитают качество.
Только для 5,1% потребителей на решение покупки влияет цена. 26,8%
потребителей пива при покупке уделяют огромное внимания качеству
пива.
Наиболее популярным является светлое пиво от 4° до 5,5° , его пьют
28,2% потребителей, крепкое светлое от 5,5°
до 10° нравится 15,8%, и лишь 5,2%
предпочитают безалкогольное пиво. Темное и крепкое темное пьют около
10% потребителей.
И как обычно, в завершение поговорим о рекламе.
Обилие торговых марок пива вынуждает производителей проводить
обширные рекламные компании, дабы не отстать от конкурентов и
обеспечить себе хорошие продажи. Не зря же говорят: реклама -
двигатель торговли.
Так, за 2000 год на телевизионную рекламу
производители пива затратили 656,6 тыс. USD, в прокат вышло 2 752
ролика общей длительностью 1 054 минуты.
Лидером по рекламе на ТВ в прошлом году являлась
компания EFES BEVERAGE GROUP (пиво КАРАГАНДИНСКОЕ), рекламный бюджет
которой составил 221,8 тыс. USD (см. таблицу 2).
Таблица 2 – пять крупнейших
рекламодателей пива на ТВ, 2000 год
Рекламодатель |
Бюджет |
% от общего |
EFES BEVERAGE GROUP |
$221 753 |
33,77% |
ТОО ДИНАЛ |
$124 323 |
18,93% |
АО "СУСЫНДАР" |
$108 388 |
16,51% |
? РЕКЛАМОДАТЕЛЬ СТАРЫЙ МЕЛЬНИК |
$76 666 |
11,68% |
АЛМАТИНСКИЙ ПИВЗАВОД № 1 АО |
$60 040 |
9,14% |
Всего |
$591 169 |
90,03% |
Примечание: рекламодатель с вопросом
означает, что рекламодатель пива СТАРЫЙ МЕЛЬНИК не известен компании
Gallup Media Asia
Динамика изменения объемов телевизионной рекламы
пива в течение 2000 года практически совпадала с общей динамикой
развития рынка телевизионной рекламы за тот же период, но все же
имела более резко выраженный характер (см. диаграмму 1). Это и
понятно, ведь именно на летние месяцы приходится пик активности
потребления прохладительных напитков. А что может быть лучше
холодного пива в жаркую погоду? Ну а зимой на пиво как-то особенно и
не тянет, разве что по праздникам.
Диаграмма 1 – Распределение бюджетов реклам пива по месяцам, 2000 год
По телеканалам реклама пива распределилась следующим образом (см. диаграмму 2). Больше всего зрители могли наблюдать рекламные ролики "про пиво" на "31 канале" - 718 выходов, до 8 рекламных блоков внутри одной телепередачи. Однако, по рекламному бюджету торговой группы пиво "31 канал" занимает второе место, уступив лидерство телеканалу "ОРТ-Казахстан".
Диаграмма 2 - Распределение количества выходов реклам пива по телекомпаниям, 2000 год
На рекламу пива в прессе и наружной рекламе в 2000 году было потрачено гораздо меньше, по сравнению с ТВ, денег - 26,8 тыс. USD и 2 тыс. USD соответственно.
Все бюджеты подсчитаны на основании официальных прайс-листов без учета скидок, надбавок, данные MMI за период ноябрь - декабрь 2000 года.
За дополнительной информацией обращайтесь в компанию TNS Central Asia, тел.: 50-85-60, факс.: 50-12-97, e-mail: info@gallup.kz
Александр Емельянов, Елена Зеленцова
TNS Central Asia
|