Чудесный вкус, бодрящий аромат. Рынок потребления растворимого кофе.
Утро практически каждого человека начинается с чашечки кофе. Удивительный напиток с чудесным вкусом и бодрящим ароматом, дарящий ощущение бодрости и прилив жизненных сил, впервые стал известен в IX веке в Эфиопии благодаря местным монахам. Появившись в Европе примерно 300 лет назад, этот напиток очень быстро завоевал всеобщее признание. Что же касается кофе растворимого, то его относят к одним из главных изобретений человечества в ХХ столетии. Впервые растворимый кофе был изготовлен американским химиком японского происхождения Сатори Като. Первые промышленные образцы быстрорастворимого напитка появились в продаже в 1909 году.
Но не сразу американцы оценили по достоинству кофе в таком виде. Людей, покупающих растворимый кофе, поначалу даже принято было считать ленивыми и неэкономными. Сегодня, все больше людей отдают предпочтение именно растворимому кофе. По данным исследования Media Marketing Index1 (сентябрь 2006 года), проводимого компанией TNS Central Asia, в 2006 г. число потребителей растворимого кофе составило 2685, 57 тыс. человек, что составило 73,6% от всего населения Казахстана в возрасте 15 лет и старше (см. Диаграмма 1).
Диаграмма 1: Потребление растворимого кофе. Динамика 2001-2006 гг.
1 По данным MMI 2006 - опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и более, среди людей в возрасте от 15 лет и старше. Объем выборки составил 2500 респондентов.
Среди потребителей растворимого кофе встречается наибольшее количество активных потребителей, причем их число из года в год увеличивается. В 2006 году по сравнению с 2001 годом прирост составил 33% (см. таблицу 1).
Таблица 1: Типы потребителей растворимого кофе. Динамика 2001-2006 гг.
Типы потребителей кофе |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Активные |
42% |
47,7% |
47,8% |
48,5% |
48,7% |
55,9% |
Умеренные |
30,6% |
31,7% |
33,6% |
33,5% |
35,7% |
31,2% |
Пассивные |
27,4% |
20,6% |
18,6% |
18% |
15,7% |
12,9% |
При анализе степени знания марок растворимого кофе, представленных на рынке Казахстана видно, что лидером является марка Nescafe (93%). А замыкает пятерку лидеров марка Tchibo. Аналогичная картина наблюдается и при рассмотрении потребления марок растворимого кофе (см. Диаграмму 2).
Диаграмма 2: Наиболее популярные марки растворимого кофе2. Тор-5, %
2 Данные подсчитаны от потребителей растворимого кофе.
Как правило, популярность марок растворимого кофе зависит от рекламных компаний, проводимых в различных видах СМИ. Поэтому такой высокий процент знания и потребления марки Nescafe не случайность, так как на рекламу этого кофе за 2006 год в общей сложности было потрачено 1 735 965$. (см. таблицу 2).
Таблица 2: Распределение рекламного бюджета по видам СМИ3.
|
TV |
Radio |
Press |
Outdoor |
Всего |
NESCAFE |
1 623 213$ |
109 447$ |
3 305$ |
0 |
1 735 965$ |
MACCOFFEE |
339 768$ |
42 648$ |
5 868$ |
0 |
388 284$ |
TCHIBO EXCLUSIVE |
324 156$ |
0 |
0 |
0 |
324 156$ |
CAFE FINO |
238 219$ |
0 |
357 24$ |
2 737$ |
276 680$ |
LAVAZZA |
0 |
0 |
12 795$ |
0 |
12 795$ |
3 Расходы на размещение рекламы приводятся в соответствии с официальными прайс-листами, без учета скидок и льгот.
Хотя растворимый кофе не имеет такой древней истории, как кофе в зернах, он все же стал неотъемлемой частью современной жизни. К тому же, потребляемый в разумных количествах кофе безусловно полезен: он стимулирует деятельность нервной системы и системы кровообращения, вызывает ощущение бодрости, прилива сил, снимает головные боли.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
Ирина Шайхина TNS Central Asia
|