Обзор рынка мороженого в Казахстане
Трудно найти человека, который бы не любил мороженое, и наверное, мало кто задумывается о том, когда и откуда оно появилось. Между тем история этого лакомства очень интересна и насчитывает тысячи лет...
Первому на свете мороженому более пяти тысяч лет: фруктовые соки, смешанные со снегом и льдом, подавали на десерт в богатых домах еще в Древнем Китае.
На арабском Востоке, а затем в Греции и Риме фруктовый лед появился несколько позже. Во времена Александра Македонского придумали замораживать в снегу ягоды. При дворе императора Нерона также было принято завершать трапезы холодными десертами.
В эпоху средневековья почти все секреты мороженого были утеряны. Только в XIII веке благодаря Марко Поло, который достиг Китая, западно-европейцы вновь обрели рецепты приготовления мороженого, напоминавшего современный фруктовый лед. Этот десерт сразу вошел в число самых изысканных блюд при итальянских дворах. Однако венецианцы всячески скрывали рецепт приготовления мороженого. Производство мороженого было окружено почти такой же тайной, как и изготовление венецианского стекла. Поэтому этот продукт очень медленно распространялся по Европе. Однако в 1553 году выходя замуж за французского короля, Екатерина Медичи привезла с собой из Италии своего кулинара. Таким образом мороженое стало известно во Франции. Новый десерт мгновенно завоевал симпатии французского двора. Достаточно долго мороженое было лакомством только привилегированных слоев общества. Общедоступным оно стало благодаря предприимчивости итальянцев. В 1660 году некий Прокопио ди Колтелли открыл первое кафе-мороженое в Париже, процветающее и по сей день, которое предлагало посетителям до восьмидесяти различных видов мороженого. Спустя 3 века количество сортов мороженого не поубавилось, даже напротив. И любовь к нему меньше не стала.
Сегодня на рынке Казахстана представлен широкий ассортимент различных видов мороженого. По данным исследования Media Marketing Index1, проводимого компанией TNS Central Asia, видно, что ситуация по потреблению мороженого на протяжении последних шести лет менялась незначительно. Наибольшее количество потребителей, а именно 80%, наблюдалось в 2003 году (см. Диаграмму 1).
Диаграмма 1: Потребление мороженого в Казахстане. Динамика 2001-2006 гг.
1 По данным MMI - опрос проводится в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и более, среди людей в возрасте от 15 лет и старше. Объем выборки составляет 2500 респондентов.
Анализируя данные по знанию и потреблению марок мороженого за 2006 год можно сделать вывод о том, что марку мороженого "Бомба" и знают лучше, и потребляют больше. Второе место занимает мороженое от производителя Food Master (см. Диаграмму 2).
Диаграмма 2: Знание и потребление марок мороженого. ТОР 5.*
* Данные подсчитаны в % от потребителей мороженого
В погоне за потребительским спросом лидеры мирового и казахстанского рынка ежегодно обновляют ассортимент, хотя и без того существует уже немало видов и сортов этого лакомства. Среди казахстанцев наибольшей популярностью пользуется пломбир. Наименьшее же количество потребителей предпочитают фруктовый лед (см. Диаграмму 3)
Диаграмма 3: Предпочтения по типу мороженого.*
Предпочтения потребителей отражается не только на выборе типа мороженого, но и на выборе марки. Так, например, 46% потребителей мороженого предпочитают покупать 2-3 определенные марки, 11% являются приверженцами одной определенной марки, а процент людей, которые покупают мороженое не обращая внимания на марку, составляет 40%. Эта группа потребителей являются наиболее интересной для производителей мороженого, так как их внимание можно сосредоточить на конкретной марке.
Упаковка также является немаловажным фактором при выборе мороженого. Большинство потребителей (39%) предпочитают мороженое в стаканчике, 36%-эскимо. Для 4% потребителей мороженого упаковка вообще не имеет значения (см. Диаграмму 4).
Диаграмма 4: Предпочтения по типу упаковки мороженого.*
* Данные подсчитаны в % от потребителей мороженого
Но независимо от марки и типа мороженое остается любимым лакомством и детей, и взрослых, даря ощущение прохлады в жаркие летние дни.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
Ирина Шайхина TNS Central Asia
|