Анализ рынка банковских услуг в Казахстане
Современное развитие казахстанской банковской системы характеризуется ликвидацией мелких ненадежных банков, слиянием банков и образованием крупных универсальных банков. Все это сопровождается усилением конкуренции между ними за клиентов. Главным средством в достижении данной цели является расширение спектра банковских услуг и доступность разным слоям населения, а также улучшение качества обслуживания. Использование банковских услуг позволяет значительно экономить время. Например, с помощью пластиковых карточек можно не только обналичивать деньги, но и производить различного рода платежи. А наибольшей популярностью среди казахстанцев по данным исследования Media Marketing Index1(сентябрь 2006 года), проводимого компанией TNS Central Asia пользуется оплата коммунальных услуг через банк (72% (см. Диаграмма 1)).
Диаграмма 1: Использование и намерение воспользоваться банковскими услугами.
1 По данным MMI 2006 - опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и более, среди людей в возрасте от 15 лет и старше. Объем выборки составил 2500 респондентов.
На втором месте - использование пластиковых карточек. Причем основной целью использования пластиковых карточек является обналичивание денег через банкомат. Этой услугой пользуются 29% населения Казахстана (см. Диаграмма 1). Большинство обладателей пластиковых карточек (25%) приобрели их через организацию для получения заработной платы или стипендии, тогда как по собственной инициативе пластиковые карточки оформили только 6% казахстанцев.
Диаграмма 2: Цели использования пластиковых карточек.
Пятерку самых популярных банков Казахстана возглавляет Народный банк Казахстана. Его знают 81,8 % населения, а его услугами пользуются 61,3%. Замыкает пятерку лидеров Банк Каспийский. Услугами этого банка пользуются 7,7% населения Казахстана, а знают его 55%.
Таблица 1: Знание и пользование услугами банков. ТОР - 5
|
Знание банков |
Пользование услугами банка |
Народный банк Казахстана |
81,8 |
61,3 |
ТуранАлем Банк |
64 |
13,5 |
Казкоммерцбанк |
60,1 |
11,2 |
Альянс банк |
55,3 |
8,7 |
Банк Каспийский |
55 |
7,7 |
Популярность банков во многом зависит от активных рекламных компаний, которые проводятся практически по всем рекламным носителям. Лидером по рекламным затратам в 2006 году стал ТуранАлем Банк, затратив в целом на рекламу свыше $ 8 млн. Причем, большая часть рекламного бюджета была потрачена на телевизионную рекламу.
Таблица 2: Распределение рекламного бюджета по видам СМИ2. ТОР - 5
|
TV |
Radio |
Press |
Outdoor |
Total |
ТУРАНАЛЕМ БАНК |
8 008 505$ |
116 307$ |
1 889 104$ |
439 774$ |
10 453 690$ |
АЛЬЯНС БАНК |
5 442 293$ |
144 080$ |
953 024$ |
691 197$ |
7 230 594$ |
КАЗКОММЕРЦБАНК |
5 483 671$ |
226 308$ |
781 924$ |
326 089$ |
6 817 992$ |
НАРОДНЫЙ БАНК КАЗАХСТАНА |
5 632 840$ |
66 956$ |
221 319$ |
180 952$ |
6 102 067$ |
АТФ БАНК |
4 318 502$ |
92 776$ |
662 820$ |
151 121$ |
5 225 219$ |
2 Расходы на размещение рекламы приводятся в соответствии с официальными прайс-листами, без учета скидок и льгот.
В заключение хотелось бы напомнить, что "деньги любят счет". И от того, кому вы доверите считать свои деньги, будет зависеть их сохранность и приумножение.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
Ирина Шайхина TNS Central Asia
|