Страхование
Сегодня существует большое множество различных схем страхования, которые постепенно становятся неотъемлемой частью экономической жизни. Но идея страхования сама по себе не нова. Издревле человеческое общество искало способы обезопасить себя на случай непредвиденных обстоятельств, которые влекли за собой ущерб человеческой жизнедеятельности.
Первые упоминания об организации страховой деятельности относятся к 4-3 тысячелетию до нашей эры. Например, в Шумерском государстве, которое вело торговлю со многими развитыми странами того времени, работала система страхования торговых грузов, при которой в случае кражи товара с торговца не взималась ссуда. За это, в свою очередь, торговец выплачивал более высокие процентные ставки по кредиту. То есть, к основному проценту вознаграждения по кредиту прибавлялся процент страховой премии.
Спустя некоторое время этот вид страховой деятельности распространился за пределы Шумер и стал неотъемлемой частью торговой деятельности. С ходом развития истории человечества страховая деятельность стала приобретать все новые сферы применения.
Списки страховых случаев стали включать страхование человеческой жизни, личного имущества, скота и сельскохозяйственных угодий от различных природных условий, приносящих ущерб жизнедеятельности человека.
На сегодняшний день система страхования представляет собой развитую структуру, содержащую определенную совокупность форм и методов формирования специальных денежных фондов для возмещения ущерба при самых разнообразных рисках.
В Казахстане страховая деятельность получила широкое распространение не так давно. По данным исследования Media Marketing Index 2007-11, проводимого компанией TNS Central Asia видно, что не так велико число казахстанцев, заключивших договора страхования в 2007 году. Исключением является обязательное страхование автомобиля. 24,4% опрошенных отметили, что воспользовались этим видом страхования в первом полугодии 2007 года и еще 17,2% планируют воспользоваться. На втором месте по заключению договоров - пенсионное страхование, что составляет 9,5% (см. таблицу 1).
Таблица 1. Заключение договоров страхования, %. Динамика 2001-2007
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Страхование дачи, дома |
4,1 |
2,5 |
2,9 |
3,7 |
3,4 |
3,6 |
5,3 |
Страхование имущества |
1,8 |
2,4 |
2,1 |
3,5 |
2,5 |
2,8 |
3,9 |
Страхование жизни |
1,3 |
1,2 |
1,7 |
2,5 |
2,5 |
2,4 |
3,2 |
Страхование от несчастных случаев |
1,3 |
1,1 |
1,6 |
1,9 |
1,3 |
1,3 |
2 |
Пенсионное страхование |
6,2 |
6,1 |
7,4 |
9,5 |
7,2 |
6,5 |
9,5 |
Добровольное страхование здоровья |
0,7 |
0,8 |
0,6 |
1 |
0,9 |
0,9 |
1,4 |
Страхование лиц, выезжающих за рубеж |
0,1 |
0,2 |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
0,7 |
Обязательное страхование автомобиля |
12,8 |
10,8 |
17,8 |
19,4 |
18,6 |
23,7 |
24,4 |
Добровольное страхование автомобиля |
3 |
4,3 |
3,9 |
4,7 |
5,1 |
4,8 |
7,3 |
Другое |
0,8 |
0,9 |
1,6 |
1 |
0,6 |
0,8 |
0,9 |
1 - По данным MMI - опрос проводится в 20 городах Казахстана с населением 100 тыс. и более, среди людей в возрасте от 15 лет и старше. Объем выборки составляет 3000 респондентов
При анализе знания фирм, предоставляющих услуги страхования, видно, что первое место занимает "АТФ - Полис", знание этой компании составляет 23,6%. 22,3% респондентов отметили, что знают "Нефтяную страховую компанию", которая занимает второе место и замыкает тройку лидеров по знанию "БТА Забота" (20,8%).
Немного иная ситуация наблюдается при анализе использования услуг страховых компаний. Здесь на первом месте находится "Нефтяная страховая компания" (4,6%). 4,3% казахстанцев воспользовались услугами "Государственной страховой корпорации", что позволило ей занять второе место. "БТА Забота" как и по знанию, так и по использованию услуг расположилась на третьем месте. Страховыми услугами этой компании воспользовалось 4,1% опрошенных (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1. Знание и использование услуг страховых фирм. ТОР - 10, %
Лидером по затратам на размещение рекламы является компания "Казкоммерц - Полис". В общей сложности в период с января по сентябрь 2007 года эта компания затратила на рекламу 331 652 $. На втором месте - "БТА Страхование". Рекламные затраты этой компании за указанный период составили 192 430$.
Таблица 2. Распределение рекламного бюджета по видам СМИ.
(Расходы на размещение рекламы приводятся в соответствии с официальными прайс-листами, без учета скидок и льгот)
Media type Advertiser |
TV $ |
Radio $ |
Press $ |
Outdoor $ |
Total $ |
КАЗКОММЕРЦ-ПОЛИС |
127 917 |
158 363 |
45 372 |
0 |
331 652 |
БТА СТРАХОВАНИЕ |
0 |
118 894 |
34 370 |
39 166 |
192 430 |
ЕВРАЗИЯ |
0 |
0 |
155 379 |
0 |
155 379 |
LONDON-ALMATY |
0 |
0 |
124 273 |
0 |
124 273 |
MERCUR MOTORS |
0 |
26 299 |
96 881 |
0 |
123 180 |
NOMAD INSURANCE |
77 123 |
7 188 |
0 |
6 922 |
91 233 |
HALYK GROUP |
90 869 |
0 |
0 |
0 |
90 869 |
БАЗИС-А |
0 |
55 496 |
0 |
0 |
55 496 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АННУИТЕТНАЯ КОМПАНИЯ |
27 715 |
0 |
0 |
15 636 |
43 351 |
CENTRAS INSURANCE |
0 |
0 |
40 443 |
0 |
40 443 |
В заключение хотелось бы отметить, что с развитием страховой деятельности укрепляется уверенность в завтрашнем дне. Наверное, каждый человек возлагает большие надежды на будущее, и зависеть оно будет от того, насколько каждый из нас к нему подготовлен.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
Ирина Шайхина TNS Central Asia
|