Рынок потребления растворимого кофе в Казахстане
В наше время мало кто представляет себе утро без чашки горячего ароматного кофе, дарящий ощущение бодрости и прилив жизненных сил. Сегодня он прочно вошел в нашу жизнь. Но так было не всегда. Когда-то кофе был редким, дорогим, экзотическим напитком, и даже название его родилось не сразу.
Что касается родины кофе, то на этот счет споров не возникало: ей является Эфиопия. Здесь кофейные деревья росли издавна. За время правления и окончательного изгнания эфиопов с территории Аравийского полуострова, арабы переняли многое из самобытной и богатой культуры завоевателей, в том числе и привычку, употреблять кофе. Арабы добавляли в него различные пряности, такие как имбирь и корицу. Для того чтобы придать напитку нежный и изысканный вкус, его смешивали с молоком.
Появившись в Европе примерно 300 лет назад, этот напиток очень быстро завоевал всеобщее признание. Что же касается кофе растворимого, то его относят к одним из главных изобретений человечества в ХХ столетии. Впервые растворимый кофе был изготовлен американским химиком японского происхождения Сатори Като. Первые промышленные образцы быстрорастворимого напитка появились в продаже в 1909 году.
Американцы, в свою очередь, не сразу оценили по достоинству кофе в таком виде. Людей, покупающих растворимый кофе, поначалу даже принято было считать ленивыми и не экономными. Сегодня, все больше людей отдают предпочтение именно растворимому кофе. По данным исследования Media Marketing Index1 (сентябрь 2007 года), проводимого компанией TNS Central Asia, в 2007г. число потребителей растворимого кофе составило 64,7% от всего населения Казахстана в возрасте 15 лет и старше (см. Диаграмма 1).
Диаграмма 1: Потребление растворимого кофе в Казахстане (Данные подсчитаны от населения Казахстана)
1 По данным MMI 2007 - опрос проводился в 20 городах Казахстана с населением 100 тыс. и более, среди людей в возрасте от 15 лет и старше. Объем выборки составил 3000 респондентов.
По результатам исследование, тип потребителей растворимого кофе делится на: активных, умеренных и пассивных. Среди потребителей наиболее чаще встречается тип активных потребителей растворимого кофе (см. таблицу 1).
Таблица 1: Частота потребления и типы потребителей растворимого кофе (Данные подсчитаны от потребителей растворимого кофе)
Тип потребителей |
Частота потребления |
% |
Активные |
Несколько раз в день |
27,6 |
Один раз в день |
42,3 |
Умеренные |
Несколько раз в неделю |
17,6 |
Один раз в неделю |
5 |
Пассивные |
2-3 раза в месяц |
4,3 |
Раз в месяц и реже |
3,2 |
При анализе степени знания марок растворимого кофе, представленных на рынке Казахстана видно, что лидером является марка Nescafe (90,4%). А замыкает пятерку лидеров марка Maccoffee 3 in 1 (48,3%). Аналогичная картина наблюдается и при рассмотрении потребления марок растворимого кофе (см. Диаграмму 2).
Диаграмма 2: Наиболее популярные марки растворимого кофе среди жителей Казахстана (Данные подсчитаны от потребителей растворимого кофе)
Как правило, популярность марок растворимого кофе зависит от рекламных компаний, проводимых в различных видах СМИ. Поэтому такой высокий процент знания и потребления, марки Nescafe не случайность, так как на рекламу этого кофе за 2008 год в общей сложности было потрачено 3 337 159$. (см. таблицу 2).
Таблица 2: Распределение рекламного бюджета по видам СМИ2.
|
TV |
Radio |
Pressa |
Всего |
NESCAFE |
3 269 645$ |
43 266$ |
24 248$ |
3 337 159$ |
TCHIBO EXCLUSIVE |
1 555 960$ |
0 |
0 |
1 555 960$ |
JACOBS |
766 768$ |
0 |
69 184$ |
835 952$ |
KAFFA ELGRESSO |
0 |
0 |
32 325$ |
32 325$ |
LAVAZZA |
0 |
0 |
22 482$ |
22 482$ |
2 Расходы на размещение рекламы приводятся в соответствии с официальными прайс-листами, без учета скидок и льгот.
Хотя растворимый кофе не имеет такой древней истории, как кофе в зернах, все же ему удалось стать неотъемлемой частью современной жизни. К тому же, потребляемый в разумных количествах кофе, безусловно, полезен: он стимулирует деятельность нервной системы и системы кровообращения, вызывает ощущение бодрости, прилива сил, снимает головные боли.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
Екатерина Беленко TNS Central Asia
|