Объемы казахстанского рынка рекламы по медианосителям, январь - декабрь 2008 года
По данным TNS Central Asia рост суммарных объемов рекламы по всем медианосителям в прошедшем 2008 году составил 28,8%. Рекламный бюджет составил $1 067 млн., по сравнению с $828 млн. в 2007 году.
Диаграмма 1. Динамика изменений суммарных объемов рекламы (ТВ, пресса, радио, наружная реклама)
Примечание: При расчете бюджетов использованы официальные прайс-листы без учета скидок, надбавок. Рекламные бюджеты на ТВ рассчитаны по ожидаемой длительности рекламных роликов (с учетом оценки по GRP). Расчеты рекламных бюджетов на радио проведены на основе мониторинга 6 радиостанций: Авторадио, Радио 31, Радио Европа Плюс, Радио NS, Радио Ретро Караван, Русское радио. Расчеты рекламных бюджетов в наружной рекламе проведены на основе мониторинга конструкций города Алматы.
Казахстанский рынок рекламы продемонстрировал рост объемов рекламы по всем типам медианосителей. (см. Диаграмму 2). Так показатель годового рекламного бюджета на телевидении составил $854 млн., что на 32,6% выше показателя 2007 года. При анализе рекламного бюджета в прессе в 2008 году также отмечается рост 14%. Суммарный бюджет в прессе составил $121,5 млн., в 2007 году бюджет равнялся $106,2 млн. Объем рекламных бюджетов наружной рекламы в 2008 году вырос на 17,6%, по сравнению с 2007 годом, и составил $54,6 млн. Рост рекламных бюджетов в 2008 году на радио +15,5%, что составляет $37,2 млн., в 2007 году рекламный бюджет был равен $32 млн.
Диаграмма 2. Распределение рекламных бюджетов по типам медианосителей за 2008 год.
Примечание: При расчете бюджетов использованы официальные прайс-листы без учета скидок, надбавок. Рекламные бюджеты на ТВ рассчитаны по ожидаемой длительности рекламных роликов( с учетом оценки по GRP). Расчеты рекламных бюджетов на радио проведены на основе мониторинга 6 радиостанций: Авторадио, Радио 31, Радио Европа Плюс, Радио NS, Радио Ретро Караван, Русское радио. Расчеты рекламных бюджетов в наружной рекламе проведены на основе мониторинга конструкций города Алматы.
В период с января по декабрь 2008 года наблюдается тенденция к росту суммарных рекламных бюджетов по всем медианосителям. Затраты на рекламу увеличиваются ежеквартально.
Общий рост рекламных бюджетов по всем СМИ с 1 по 4 квартал 2008 года составил 175%. (см. Диаграмму 3).
Диаграмма 3. Динамика изменений рекламных бюджетов по всем СМИ (телевидение, радио, пресса, наружная реклама) за 2007 г и 2008 г
Примечание: При расчете бюджетов использованы официальные прайс-листы без учета скидок, надбавок. Рекламные бюджеты на ТВ рассчитаны по ожидаемой длительности рекламных роликов (с учетом оценки по GRP). Расчеты рекламных бюджетов на радио проведены на основе мониторинга 6 радиостанций: Авторадио, Радио 31, Радио Европа Плюс, Радио NS, Радио Ретро Караван, Русское радио. Расчеты рекламных бюджетов в наружной рекламе проведены на основе мониторинга конструкций города Алматы.
В 2008 году наблюдается значительный рост рекламных затрат на телевидении. В 4 квартале по сравнению с 1-м рекламный бюджет увеличился более чем на 200%.
Общий объем рекламных расходов на телевидении в 2008 году по сравнению с аналогичным периодом 2007 года увеличился на 32%. (см. Диаграмму 4).
Диаграмма 4. Динамика изменений рекламных бюджетов на телевидении, 1-4 кварталы 2007, 2008 гг.
Примечание: При расчете бюджетов использованы официальные прайс-листы без учета скидок, надбавок (с учетом оценки по GRP). Рекламные бюджеты на ТВ рассчитаны по ожидаемой длительности рекламных роликов.
В 2008 году затраты на радиорекламу ежеквартально увеличиваются. Рост затрат на рекламу, в сравнении с 1-м кварталом составил 167%.
Общий рост рекламных расходов на радио за 2008 год по сравнению с аналогичным периодом 2007 года был равен 15,5%. (см. Диаграмму 5).
Диаграмма 5. Динамика изменений рекламных бюджетов на радио, 1-4 кварталы 2007, 2008 гг.
Примечание: При расчете бюджетов использованы официальные прайс-листы без учета скидок, надбавок. Расчеты рекламных бюджетов на радио проведены на основе мониторинга 6 радиостанций: Авторадио, Радио 31, Радио Европа Плюс, Радио NS, Радио Ретро Караван, Русское радио.
Так же в 2008 году отмечается плавный рост затрат на размещение рекламных объявлений в печатных изданиях (газеты, журналы), за исключением 3 квартала, где наблюдается незначительное понижение рекламного бюджета.
В 4 квартале по сравнению с 1-м, бюджет рекламы в прессе увеличился на 38%. Общий рост рекламных расходов в 2008 году по сравнению с аналогичным периодом 2007 года составил 14%. (см. Диаграмму 6).
Диаграмма 6. Динамика изменений рекламных бюджетов в прессе, 1-4 квартал 2007, 2008 гг.
Примечание: При расчете бюджетов использованы официальные прайс-листы без учета скидок, надбавок.
В период с 1-го по 4-ый квартал 2008 года расходы на размещение рекламных конструкций по городу Алматы растут, за исключением 2 квартала, где наблюдается незначительное снижение бюджета (на 0,7% по сравнению с 1 кварталом 2008г).
В 4 квартале рост рекламного бюджета по сравнению с 1-ым кварталом 2008 года увеличился на 2,9%.
Общий рост рекламных расходов наружной рекламы за 2008 год по сравнению с аналогичным периодом 2007 года составил 17,6%. (см. Диаграмму 7).
Диаграмма 7. Динамика изменений рекламных бюджетов в наружной рекламе, 1-4 квартал 2007, 2008 гг.
Примечание: При расчете бюджетов использованы официальные прайс-листы без учета скидок, надбавок.
Наиболее крупные рекламодатели по рекламному бюджету в 2008 г по всем СМИ - PROCTER & GAMBLE, K CELL (KAZAKHSTAN CELLULAR), KAR-TEL (КАР-ТЕЛ). По сравнению с тем же периодом 2007 года тройка лидеров изменилась, лишь PROCTER & GAMBLE и K CELL (KAZAKHSTAN CELLULAR) опять занимают лидирующее положение (см. Таблицу 1). Рекламные расходы первой десятки рекламодателей занимают почти 40% от всех рекламных расходов.
Таблица 1. Ведущие рекламодатели по бюджету за 2008г.
ТОП 2007 |
ТОП 2008 |
Рекламодатель |
Бюджет |
Доля от общего бюджета(%) |
Кол-во рекламных сообщений |
Доля от общего кол-ва(%) |
1 |
1 |
PROCTER & GAMBLE |
108 787 578$ |
8,52 |
51 654 |
2,81 |
2 |
2 |
K CELL (KAZAKHSTAN CELLULAR) |
82 940 039$ |
6,5 |
69 312 |
3,78 |
7 |
3 |
KAR-TEL (КАР-ТЕЛ) |
70 959 513$ |
5,56 |
41 236 |
2,25 |
4 |
4 |
COLGATE-PALMOLIVE |
45 282 664$ |
3,55 |
17 732 |
0,97 |
6 |
5 |
HENKEL/SCHWARZKOPF |
41 369 355$ |
3,24 |
16 200 |
0,88 |
9 |
6 |
COCA-COLA ALMATY BOTTLERS |
30 942 695$ |
2,42 |
15 688 |
0,85 |
23 |
7 |
БАНК КАСПИЙСКИЙ/KASPI BANK |
29 620 244$ |
2,32 |
15 412 |
0,84 |
3 |
8 |
UNILEVER |
28 956 032$ |
2,27 |
10 363 |
0,56 |
5 |
9 |
MARS |
27 613 991$ |
2,16 |
11 109 |
0,61 |
12 |
10 |
BENCKISER S.A. |
25 117 178$ |
1,97 |
5 666 |
0,31 |
Total - TOP 10 |
491 589 289$ |
38,51 |
254 372 |
13,86 |
Примечание: При расчете бюджетов использованы официальные прайс-листы без учета скидок, надбавок. Не учтена реклама не коммерческих рекламодателей. Рекламные бюджеты на ТВ рассчитаны по ожидаемой длительности рекламных роликов. Расчеты рекламных бюджетов на радио проведены на основе мониторинга 6 радиостанций: Авторадио, Радио 31, Радио Европа Плюс, Радио NS, Радио Ретро Караван, Русское радио. Расчеты рекламных бюджетов в наружной рекламе проведены на основе мониторинга конструкций города Алматы.
В таблице также указано место рекламодателя в Top-10 за аналогичный период 2007г.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
Марина Карцова TNS Central Asia
|