Объемы казахстанского рынка рекламы в прессе, январь-сентябрь 2008 года
По данным компании TNS Central Asia объем рынка рекламы в казахстанской прессе за 9 месяцев 2008 года составил 82.3 млн. USD (с учетом 16 новых изданий включенных в мониторинг в 2008г). По сравнению с тем же периодом 2007 года рекламные бюджеты в казахстанских газетах и журналах выросли на 7.2%. Расходы на размещение рекламных объявлений рассчитаны по официальным прайс-листам издательских домов без учета скидок.
В 2008 году в каждом квартале наблюдается рост рекламных бюджетов в сравнении с тем же периодом 2007 года. В первом квартале прирост составил 8,3%, во втором - 8,2%, а в третьем квартале бюджет увеличился на 5,2%. (см.Диаграмму 1).
Диаграмма 1 - Сравнительная динамика изменений рекламных бюджетов по кварталам, январь-сентябрь 2007, 2008 гг.
Примечание: Расходы на размещение рекламных объявлений рассчитаны по официальным прайс-листам издательских домов без учета скидок.
В 1 квартале 2008г в сравнении с тем же периодом 2007 года в прессе наблюдается незначительный рост рекламных площадей, прирост составил 1,9%, во 2-м и 3-м кварталах площадь рекламных объявлений снизилась соответственно на 1,6% и 11,3% (см.Диаграмму 1).
Динамику изменений рекламной площади изданий по 3-м кварталам вы можете посмотреть на Диаграмме 2.
Диаграмма 2 - Сравнительная динамика изменений рекламной площади изданий по кварталам, январь-сентябрь 2007, 2008 гг.
Распределение рекламы по типам изданий
За 9 месяцев 2008г самый большой объем рекламных бюджетов пришелся на рекламные газеты -32,2 млн. USD, что составило 39% от общего объема. Более подробно смотрите Таблицу 1.
Таблица 1 - Объемы рекламы по типам изданий, январь-сентябрь 2008 г.
Тип изданий |
Бюджет |
% от общего |
Кол-во выходов |
% от общего |
Площадь тыс.кв.см |
% от общего |
Газеты рекламные |
32 288 250$ |
39,22 |
50 080 |
68,24 |
9 307 200 |
54,36 |
Журналы ежемесячные |
18 402 567$ |
22,35 |
5 531 |
7,54 |
2 645 980 |
15,46 |
Газеты еженедельные |
15 562 694$ |
18,9 |
10 016 |
13,65 |
1 937 640 |
11,32 |
Журналы еженедельные |
6 913 209$ |
8,4 |
3 838 |
5,23 |
1 423 820 |
8,32 |
Газеты ежедневные |
5 931 139$ |
7,2 |
3 000 |
4,09 |
1 252 220 |
7,31 |
Журналы ежеквартальные |
3 225 154$ |
3,92 |
927 |
1,26 |
553 360 |
3,23 |
Итого |
82 323 013$ |
100 |
73 392 |
100 |
17 120 240 |
100 |
Примечание: Расходы на размещение рекламных объявлений рассчитаны по официальным прайс-листам издательских домов без учета скидок.
В Диаграмме 3 смотрите распределение объемов рекламы по ежедневным изданиям.
Диаграмма 3 - Распределение рекламных бюджетов по ежедневным изданиям, январь-сентябрь 2008 г.
Примечание: Расходы на размещение рекламных объявлений рассчитаны по официальным прайс-листам издательских домов без учета скидок.
По сравнению с первыми тремя кварталами 2007 года состав тройки лидеров по объему рекламного бюджета по ежедневным изданиям не изменился. Это: КАЗАХСТАНСКАЯ ПРАВДА, ЕГЕМЕН КАЗАХСТАН и ЭКСПРЕСС К. С января по сентябрь 2008 года рекламодатели разместили свою рекламу на страницах этих газет на 4 млн. USD, что составило 69,8% от общего рекламного бюджета ежедневных изданий.
Диаграмма 4 - Распределение рекламных бюджетов по еженедельным газетам (TOP 10), январь-сентябрь 2008 г.
Примечание: Расходы на размещение рекламных объявлений рассчитаны по официальным прайс-листам издательских домов без учета скидок.
Среди еженедельных газет лидер по объему рекламного бюджета - газета КАРАВАН, на страницах которой рекламодатели разместили свою рекламу на 6,8 млн. USD, что составило 43,9% от общего рекламного бюджета всех еженедельных газет.
Тройка изданий - лидеров по объему рекламного бюджета - КАРАВАН, ВРЕМЯ и АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ-КАЗАХСТАН. Совокупный рекламный бюджет этих трех изданий составляет 72,8% от рекламного бюджета еженедельных газет. Более подробно смотрите Диаграмму 4.
Диаграмма 5 - Распределение рекламных бюджетов по рекламным изданиям, январь-сентябрь 2008 г.
Примечание: Расходы на размещение рекламных объявлений рассчитаны по официальным прайс-листам издательских домов без учета скидок.
Среди рекламных изданий неизменный лидер - газета ПЛЮС. В этом издании рекламодатели разместили свою рекламу на 12,8 млн. USD, что составляет 39,9% от рекламного бюджета рекламных изданий за первых 9 месяцев 2008 года.
TОР 3 среди рекламных изданий выглядит так: ПЛЮС, КОЛЕСА и ИЗ РУК В РУКИ (АЛМАТЫ). Совокупный бюджет этой тройки составил 22,5 млн. USD - 69,7% от общего объема рекламного бюджета в этом секторе изданий (Диаграмма 5).
Диаграмма 6 - Распределение рекламных бюджетов по журналам (TOP 10), январь-сентябрь 2008 г.
Примечание: Расходы на размещение рекламных объявлений рассчитаны по официальным прайс-листам издательских домов без учета скидок.
Среди журналов лидером является COSMOPOLITAN - Казахстан. Рекламодатели потратили за 9 месяцев 2008 года 3,4 млн. USD на размещение своих рекламных сообщений именно в этом издании. Это составляет 12,2% от общего рекламного бюджета журналов. На второй и третьей позиции расположились журналы ЛИЗА В КАЗАХСТАНЕ и MEN`S HEALTH В КАЗАХСТАНЕ. Их рекламные бюджеты составили соответственно 2,1 млн. USD (7,4%) и 1,3 млн. USD (4,7%) (Диаграмма 6).
Ведущие рекламодатели, январь-сентябрь 2008 г.
Расходы на рекламу десяти крупнейших по бюджету рекламодателей за первые три квартала 2008 года составили 9,1 млн. USD - 11% от общего объема.
В таблице 2 представлена десятка ведущих по рекламному бюджету рекламодателей за 3 квартала 2008 г.
Таблица 2 - Ведущие рекламодатели в прессе, январь-сентябрь 2008 г.
№ |
Рекламодатель |
Бюджет USD |
% от общего |
Кол-во выходов |
% от общего |
1 |
БТА БАНК/ТУРАНАЛЕМ БАНК |
1 712 548$ |
18,7% |
938 |
24,3% |
2 |
ASTANA MOTORS |
1 523 487$ |
16,6% |
424 |
11,0% |
3 |
TOYOTA CENTER ZHETISU |
951 142$ |
10,4% |
330 |
8,6% |
4 |
ВИРАЖ СЕТЬ АВТОСАЛОНОВ |
820 206$ |
8,9% |
832 |
21,6% |
5 |
MERCUR MOTORS (МЕРКУР МОТОРС) |
772 177$ |
8,4% |
191 |
5,0% |
6 |
PROCTER & GAMBLE |
756 340$ |
8,2% |
293 |
7,6% |
7 |
КАЗКОММЕРЦБАНК |
692 022$ |
7,5% |
350 |
9,1% |
8 |
ASADAL |
668 927$ |
7,3% |
89 |
2,3% |
9 |
АЛМАТИНСКИЙ ТОРГОВО-ФИНАНСОВЫЙ БАНК (АТФ БАНК) |
649 823$ |
7,1% |
295 |
7,7% |
10 |
BSB ФРАНЦУЗСКИЙ ДОМ |
631 765$ |
6,9% |
111 |
2,9% |
Итого |
9 178 437 |
100,0% |
3853 |
100,0% |
Примечание: Расходы на размещение рекламных объявлений рассчитаны по официальным прайс-листам издательских домов без учета скидок.
ТОР 10 возглавляют компании: БТА БАНК, ASTANA MOTORS и TOYOTA CENTER ZHETISU. Рекламный бюджет этот тройки равен 4,1 млн. USD, что составляет 4,9% от общего рекламного бюджета прессы.
В 2008 году за первые три квартала БТА БАНК является лидером по затратам на рекламу. Рекламный бюджет этой компании составил 1,7 млн. USD, что на 70% больше, чем за аналогичный период 2007 года (1 млн. USD).
На втором месте - ASTANA MOTORS с рекламным бюджетом 1,5 млн. USD, намного превышающий бюджет 2007 года (442 тыс. USD).
Замыкает тройку лидеров компания TOYOTA CENTER ZHETISU. За первые три квартала 2008 года рекламные затраты этой компании в прессе составили 951 тыс. USD.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕКЛАМЫ ПО МЕДИАНОСИТЕЛЯМ
По данным компании TNS Central Asia затраты рекламодателей на размещение рекламы своих товаров и услуг за период январь - сентябрь 2008 года по четырем типам медианосителей распределились следующим образом (см. Диаграмму 7):
бюджет телевизионной рекламы составил 503.8 млн. USD;
на рекламу в прессе было потрачено 86,5 млн. USD;
на наружную рекламу - 40,6 млн. USD;
на рекламу на радио - 23,3 млн. USD.
Общий рекламный бюджет по четырем типам медианосителей за 3 квартала 2008 года составил 654.3 млн. USD. Для сравнения: за аналогичный период 2007 года этот показатель равнялся 550,3 млн. USD. Таким образом, общий рост рекламных бюджетов на телевидении, радио, в прессе и наружной рекламе составил 18.9%.
Диаграмма 7 - Распределение рекламных бюджетов по типам медианосителей, январь-сентябрь 2008г.
Примечание: При расчете бюджетов использованы официальные прайс-листы (с учетом оценки по GRP) без учета скидок, надбавок. Рекламные бюджеты на ТВ рассчитаны по ожидаемой длительности рекламных роликов. Расчеты рекламных бюджетов на радио проведены на основе мониторинга 6 радиостанций: Авторадио, Радио 31, Радио Европа Плюс, Радио NS, Радио Ретро Караван, Русское радио.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
Марина Карцова TNS Central Asia
|