Объемы казахстанского рынка телевизионной рекламы, I квартал 2009 года
Рекламные затраты на телевидении
Согласно оценке рекламных затрат по официальным прайс-листам, рекламные бюджеты на ТВ в 1 квартале 2009 года по отношению к 1 кварталу 2008 года увеличились на 62,8%.
Показатели оценки рекламных затрат, сделанные по официальным прайс-листам, могут иметь значительные расхождения с объемом реальных затрат рекламодателей на размещение рекламы в силу ряда факторов, которые нужно учитывать при оценке реального положения на рынке ТВ рекламы.
Так рост показателей рекламных бюджетов, согласно прайс-листам, в 1 квартале 2009 года обусловлен следующими факторами:
(1) Увеличилось число телеканалов в мониторинге. В 1 квартале 2009 года включены в мониторинг дополнительно 6 телеканалов (3 т/к кабельной сети Digital TV, MUZ ZONE, КАЗАХСТАН и РТР ПЛАНЕТА (АЛМА ТВ). Доля бюджета дополнительных 6 каналов составляет 4,3% от общего бюджета.
(2) В 1 квартале 2009г прайсовая стоимость размещения рекламы на ТВ по отношению к 1 кварталу 2008г повысилась в среднем на 36% (имеется ввиду изменение прайсовой стоимости на размещение рекламы, которое происходило в течении 2008г).
(3) В 1 квартале 2009г разница между затратами по прайс-листам и фактическими затратами на рекламу, согласно экспертным оценкам, может быть еще более значительной, чем в 2008 году, так как владельцы рекламного пространства в основном сохранив стоимость рекламного времени, которая сформировалась на конец 2008 года, стали предоставлять еще более значительные скидки при продаже рекламного времени.
О существенном снижении цен, также косвенно свидетельствует увеличение фактического количества рекламы, размещенной на ТВ в 1 квартале 2009г в сравнении с 2008 годом, которое происходит не смотря на общий экономический спад.
Количество рекламного времени + 25%.
Количество выходов роликов + 20%.
Oбъем рынка телевизионной рекламы за I квартал 2009 года составил 127 млн. USD.
Диаграмма 1. Сравнительная динамика изменений рекламных бюджетов по месяцам, I квартал 2008, 2009 гг.
Примечание: Расходы на размещение рекламных роликов приводятся в соответствии с прайс-листами телекомпаний без учета скидок и надбавок, с учетом оценки по GRP.
С января по март 2009г наблюдается постепенное снижение рекламных бюджетов.
В марте по сравнению с январем рекламный бюджет снизился на 2,6 млн. USD.
В сравнении с тем же периодом 2008 года, в 2009 году затраты на размещение рекламы в каждом месяце выросли на: 177% в январе, 50,7 % в феврале и 20,1% в марте.
Динамику изменений количества выходов рекламных роликов в телевизионном эфире вы можете посмотреть на Диаграмме 2.
Диаграмма 2. Сравнительная динамика изменений количества выходов рекламных роликов по месяцам, I квартал 2008, 2009 гг.
Примечание: При расчете количества выходов рекламы учитываются только рекламные ролики.
Всего в ТВ эфире за первые три месяца текущего года можно было увидеть 228,8 тыс. рекламных роликов (что на 42,8% больше, чем за аналогичный период 2008г), общая продолжительность которых составила 101,9 тыс. минут (на 32,2 тыс.минут больше чем в 1 квартале 2008г).
В 1 квартале 2009г по сравнению с тем же периодом 2008г наблюдается увеличение выходов рекламных роликов на ТВ в каждом месяце: в январе - на 82%, в феврале - на 41%, в марте - на 20%.
Объемы рекламы в разрезе телекомпаний
Таблица 1. Объемы рекламы на телеканалах, I квартал 2009 г.
№ |
Телекомпания |
Бюджет |
% от общего |
Кол-во выходов |
% от общего |
Длит-ть сек |
% от общего |
1 |
ПЕРВЫЙ КАНАЛ ЕВРАЗИЯ |
53 488 399$ |
42,1 |
15 687 |
6,86 |
374 625 |
6,12 |
2 |
КТК |
14 504 358$ |
11,4 |
24 295 |
10,62 |
563 395 |
9,21 |
3 |
НТК |
14 472 249$ |
11,4 |
26 701 |
11,67 |
621 705 |
10,16 |
4 |
31/СТС |
12 415 050$ |
9,8 |
28 034 |
12,25 |
496 460 |
8,11 |
5 |
ХАБАР |
6 164 337$ |
4,9 |
4 567 |
2 |
228 640 |
3,74 |
6 |
ЕЛ АРНА |
3 464 890$ |
2,7 |
3 863 |
1,69 |
191 610 |
3,13 |
7 |
НТВ (АЛМА ТВ) |
3 241 588$ |
2,6 |
10 336 |
4,52 |
270 840 |
4,43 |
8 |
РЕН ТВ (АЛМА ТВ) |
2 813 859$ |
2,2 |
13 123 |
5,74 |
354 575 |
5,79 |
9 |
HIT TV |
2 809 344$ |
2,2 |
11 054 |
4,83 |
259 195 |
4,24 |
10 |
ТАН |
2 606 648$ |
2,1 |
11 537 |
5,04 |
280 615 |
4,59 |
11 |
АСТАНА |
1 603 949$ |
1,3 |
3 546 |
1,55 |
95 535 |
1,56 |
12 |
MUZ ZONE |
1 561 363$ |
1,2 |
11 498 |
5,03 |
262 580 |
4,29 |
13 |
КАЗАХСТАН |
1 449 591$ |
1,1 |
1 940 |
0,85 |
75 095 |
1,23 |
14 |
НТВ (DIGITAL TV) |
1 256 529$ |
1,0 |
9 124 |
3,99 |
243 050 |
3,97 |
15 |
АЛМАТЫ |
1 125 495$ |
0,9 |
7 597 |
3,32 |
273 890 |
4,48 |
16 |
РАХАТ |
1 090 552$ |
0,9 |
11 570 |
5,06 |
312 395 |
5,1 |
17 |
МУЗ.ТВ (АЛМА ТВ) |
1 089 502$ |
0,9 |
13 299 |
5,81 |
364 280 |
5,95 |
18 |
РЕН ТВ (DIGITAL TV) |
832 788$ |
0,7 |
8 322 |
3,64 |
174 605 |
2,85 |
19 |
РБК (АЛМА ТВ) |
547 202$ |
0,4 |
4 936 |
2,16 |
170 505 |
2,79 |
20 |
МУЗ.ТВ (DIGITAL TV) |
236 415$ |
0,2 |
5 136 |
2,24 |
114 355 |
1,87 |
21 |
МИР |
138 771$ |
0,1 |
2 407 |
1,05 |
382 540 |
6,25 |
22 |
РТР ПЛАНЕТА (АЛМА ТВ) |
79 217$ |
0,1 |
234 |
0,1 |
9 020 |
0,15 |
Total |
126 992 096$ |
100 |
228 806 |
100 |
6 119 510 |
100 |
Примечание: Расходы на размещение рекламных роликов приводятся в соответствии с прайс-листами телекомпаний, без учета скидок и надбавок, с учетом оценки по GRP. При расчете количества выходов рекламы учитываются только рекламные ролики.
Тройка телекомпаний - лидеров по рекламному бюджету в I квартале 2009 года: ПЕРВЫЙ КАНАЛ ЕВРАЗИЯ, НТК и 31 канал.
Рекламный бюджет тройки лидеров составил 82,5 млн. USD - 64,9% от общего объема. Более подробно смотрите Таблицу 1.
Как в 2008, так и в 2009 году лидер по рекламному бюджету - телекомпания ПЕРВЫЙ КАНАЛ ЕВРАЗИЯ. За первые три месяца 2009 года рекламодатели потратили на размещение своей рекламы в его эфире 53.5 млн. USD, что на 19.4% больше, чем за аналогичный период 2008 года. Всего в телеэфире 1 канала ЕВРАЗИЯ с января по март можно было увидеть 15,7 тыс. рекламных роликов - 6,9% от их общего числа. По количеству размещения роликов этот канал на 4 месте.
На втором месте по рекламному бюджету находится телеканал КТК. В его эфире с января по март 2009 года рекламодатели разместили рекламные споты на 14,5 млн. USD, что на 58% меньше, чем за аналогичный период 2008 года. В эфире КТК вышло 24,3 тыс. рекламных роликов, что составило 10,6% от их общего объема.
Замыкает тройку лидеров телеканал НТК. За I квартал 2009 года рекламный бюджет этого телеканала вырос более чем на 300% и составил 14,5 млн. USD. По количеству размещенных рекламных роликов т/к НТК занимает 2 место: в его эфире за рассматриваемый период можно было увидеть 26,7 тыс. рекламных роликов, что на 94,9% больше, чем в январе - марте 2008 года.
Ведущие рекламодатели
Расходы на рекламу десяти крупнейших по бюджету рекламодателей в I квартале 2009 года составили 59.2 млн. USD - 46.6% от общего объема.
В Таблице 2 представлена десятка ведущих по рекламному бюджету рекламодателей за первые три месяца 2009 года.
Таблица 2. Ведущие рекламодатели, I квартал 2009г.
№ |
Рекламодатель |
Бюджет |
% от общего |
Кол-во выходов |
% от общего |
1 |
PROCTER & GAMBLE |
16 471 609$ |
12,97% |
10 974 |
4,8 |
2 |
K CELL (KAZAKHSTAN CELLULAR) |
10 431 268$ |
8,21% |
14 079 |
6,15 |
3 |
KAR-TEL (КАР-ТЕЛ) |
6 261 242$ |
4,93% |
15 779 |
6,9 |
4 |
UNILEVER |
5 150 091$ |
4,06% |
7 594 |
3,32 |
5 |
DANONE |
4 447 234$ |
3,50% |
2 885 |
1,26 |
6 |
BENCKISER S.A. |
3 701 730$ |
2,91% |
6 211 |
2,71 |
7 |
GLAXO SMITH KLINE |
3 557 499$ |
2,80% |
1 944 |
0,85 |
8 |
HENKEL/SCHWARZKOPF |
3 508 681$ |
2,76% |
3 991 |
1,74 |
9 |
MARS |
3 000 761$ |
2,36% |
5 183 |
2,27 |
10 |
КАЛИНА |
2 700 625$ |
2,13% |
2 910 |
1,27 |
Total |
59 230 740$ |
46,64% |
71 550 |
31,27 |
Примечание: Расходы на размещение рекламных роликов приводятся в соответствии с прайс-листами телекомпаний без учета скидок и надбавок, с учетом оценки по GRP. При расчете количества выходов рекламы учитываются только рекламные ролики, не учтена реклама не коммерческих рекламодателей.
ТОР 10 рекламодателей возглавляют компании: PROCTER & GAMBLE, K CELL (KAZAKHSTAN CELLULAR), KAR-TEL (КАР-ТЕЛ). Рекламный бюджет тройки лидеров составил 33.2 млн. USD - 26.1% от общего объема.
Также как в I квартале 2008 года, так и в январе - марте 2009 года компания PROCTER & GAMBLE является лидером по затратам на рекламу. Рекламный бюджет этой компании составил 16.5 млн. USD.
На втором месте - компания K CELL (KAZAKHSTAN CELLULAR) с рекламным бюджетом 10.4 млн. USD, что составляет 8,2% от общего бюджета.
Замыкает тройку лидеров компания KAR-TEL (КАР-ТЕЛ). В I квартале 2009 года эта компания затратила на рекламу своих услуг на ТВ - 6,3 млн. USD.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
Марина Карцова TNS Central Asia
|