ОБЪЕМЫ КАЗАХСТАНСКОГО РЫНКА ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 2001 ГОДА.
В первой половине 2001 года наблюдался значительный рост рекламного рынка, особенно на ТВ. По данным компании Gallup Media Asia, расходы на размещение рекламных роликов, вычисленных по прайс-листам телекомпаний без учета скидок, надбавок составили 31,6 млн. USD. Для сравнения, расходы рекламодателей на размещение рекламы своих товаров и услуг на телеканалах за первую половину 2000 года составили 20,4 млн. USD, таким образом, рост рекламных бюджетов на телевидении составил около 54%.
Нужно отметить, что после кризиса 1999 года такой рост рекламных бюджетов наблюдается впервые. Это свидетельствует о том, что в динамике развития рекламного рынка Казахстана произошла стабилизация и укрепились тенденции роста объемов рекламы. По прогнозам, общий телевизионный рекламный бюджет в 2001 году может достичь 70 - 80 млн. USD, что сопоставимо с бюджетом "золотого" для рекламы 1998 года (рекламный бюджет на телевидении 99 млн. USD).
Объемы рекламы в разрезе телекомпаний
В таблице 1 представлено распределение объемов рекламы по телекомпаниям.
Таблица 1 - Объемы рекламы на телеканалах
Канал |
Бюджет ($US) |
% от общ. |
Кол-во выходов |
% от общ. |
Продолжит. (мин) |
% от общ. |
ОРТ-КАЗАХСТАН |
9 406 167$ |
29,7% |
8 023 |
6,2% |
3 219 |
5,0% |
31 КАНАЛ |
5 189 132$ |
16,4% |
41 785 |
32,1% |
20 872 |
32,5% |
ХАБАР |
4 595 275$ |
14,5% |
11 716 |
9,0% |
4 740 |
7,4% |
РАХАТ |
4 327 933$ |
13,7% |
18 357 |
14,1% |
11 193 |
17,4% |
КТК |
3 345 974$ |
10,6% |
12 083 |
9,3% |
4 581 |
7,1% |
ШАХАР |
1 306 453$ |
4,1% |
14 358 |
11,0% |
7 341 |
11,4% |
НТК |
1 297 569$ |
4,1% |
5 979 |
4,6% |
2 848 |
4,4% |
ТАН |
1 201 867$ |
3,8% |
12 374 |
9,5% |
6 786 |
10,6% |
КАЗАХСТАН-1 |
734 879$ |
2,3% |
3 475 |
2,7% |
1 648 |
2,6% |
ЮСА |
182 669$ |
0,6% |
1 664 |
1,3% |
943 |
1,5% |
ХАБАР 2 |
54 567$ |
0,2% |
233 |
0,2% |
137 |
0,2% |
Всего |
31 642 482$ |
100,0% |
130 047 |
100,0% |
64 307 |
100,0% |
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламных роликов приводятся в соответствии с прайс-листами телекомпаний без учета скидок, надбавок, в расчетах количества выходов и продолжительности реклам учитываются только рекламные ролики
Телекомпания "ОРТ-Казахстан" уже на протяжении четырех лет остается лидером по объемам рекламы в денежном эквиваленте, доля рекламного бюджета продолжает уменьшаться. Первая по рекламному бюджету тройка телеканалов - ОРТ-КАЗАХСТАН, 31 КАНАЛ, ХАБАР - сохранила свои позиции и в 2001 году.
Динамика месячных бюджетов и количества выходов реклам в точности повторяет общую тенденцию изменений объемов рекламы в 2000 году (см. диаграммы 1 и 2).
Рост рекламного бюджета происходит на фоне увеличения количества выходов рекламных роликов и объемов рекламного времени. Общая продолжительность рекламного времени увеличилась на 161 час, количество выходов рекламных роликов возросло на 15 659 выходов.
Диаграмма 1 - Сравнительная динамика расходов рекламодателей по месяцам, 2000, 2001 годы.
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламных роликов приводятся в соответствии с прайс-листами телекомпаний без учета скидок, надбавок
Диаграмма 2 - Сравнительная динамика количества выходов реклам рекламодателей по месяцам, 2000, 2001 годы.
Основные рекламодатели в 2000 году.
Расходы на рекламу десяти крупнейших по бюджету рекламодателей составили 10,9 млн. USD - 34,7% от общего бюджета. В первую десятку попали шесть интернациональных компаний - производители продукции народного потребления, и четыре местных рекламодателя. Местные рекламодатели представляют производителей продукции косметики и личной гигиены, продуктов питания. Нельзя не отметить большую активность рекламодателя OTAU CINEMA (кинопрокат), что говорит о возрождении кинопроката как высокодоходной части отрасли развлечений.
Крупнейшими рекламодателями первой половины 2001 года являлись PROCTER & GAMBLE, UNILEVER и УРКЕР КОСМЕТИК.
Компании PROCTER & GAMBLE и UNILEVER являются крупнейшими рекламодателями в течение последних четырех лет, УРКЕР КОСМЕТИК не раз занимал ведущие позиции по рекламному бюджету.
Таблица 2 - Ведущие рекламодатели 2000 года
Рекламодатель |
Бюджет ($US) |
% От общ. |
Кол-во выходов |
Продолжит. (мин) |
PROCTER & GAMBLE |
4 629 354$ |
14,63% |
6 034 |
2 843 |
UNILEVER |
1 327 262$ |
4,19% |
2 324 |
1 167 |
УРКЕР КОСМЕТИК |
971 498$ |
3,07% |
1 892 |
556 |
OTAU CINEMA |
920 355$ |
2,91% |
7 508 |
3 140 |
COLGATE-PALMOLIVE |
753 803$ |
2,38% |
1 776 |
634 |
LG ELECTRONICS |
616 930$ |
1,95% |
1 454 |
727 |
САХАРНЫЙ ЦЕНТР |
585 690$ |
1,85% |
780 |
421 |
WRIGLEY |
439 009$ |
1,39% |
655 |
285 |
АВТОРСКИЙ ДИЗАЙН |
373 914$ |
1,18% |
328 |
164 |
NESTLE |
362 559$ |
1,15% |
435 |
207 |
Всего |
10 980 373$ |
34,70% |
23 186 |
10 144 |
ПРИМЕЧАНИЕ: расходы на размещение рекламных роликов приводятся в соответствии с прайс-листами телекомпаний без учета скидок, надбавок, в расчетах количества выходов и продолжительности реклам учитываются только рекламные ролики
Общий бюджет по четырем медианосителям
Общий рекламный бюджет по четырем типам медианосителей составил 53,1 млн. USD. Наибольшая доля затрат рекламодателей традиционно приходится на телевизионную рекламу - 59,5%, на втором по затратам месте следует пресса, затем радио и "наружка".
ПРИМЕЧАНИЕ: бюджеты на радио за январь рассчитаны методом экстраполяции данных за февраль - июнь
Не лишним будет напомнить, что бюджеты, подсчитанные по прайс-листам, могут сильно отличаться от реальных показателей из-за различных скидок на размещение больших объемов рекламы. В тоже время, такая оценка дает возможность получить общую картину развития казахстанского рекламного рынка.
Более подробную информацию об объемах рекламы можно получить в компании Gallup Media Asia (тел.: 33-29-25, 50-12-91).
Александр Емельянов
TNS Central Asia
|