Краткий обзор рынка сливочного масла
Одни из ранних сведений производства масла получены от арабов и сирийцев. Первоначальная практика арабов и сирийцев такова: козлиную кожу плотно сшивали в мешок, оставляя отверстие только в левой передней лапе. После этого мешок подвешивали к столбам и раскачивали до получения масла.
В V веке в Ирландии, а в IX веке в Италии и России сливочное масло было уже широко известным продуктом питания. Норвежцы в VIII веке брали с собой в дальние плавания бочонки с коровьим маслом.
На Руси издавна масло сбивали из сливок, сметаны и цельного молока. Лучшие сорта масла получали из свежих сливок, а так называемое кухонное масло, которое шло главным образом на нужды кухни, - из сметаны или кислого снятого молока. Наиболее распространенным способом приготовления масла было перетапливание сметаны или сливок в русской печи. Полученную маслянистую массу остужали и сбивали деревянными мутовками, лопатками, ложками, а зачастую и руками. Готовое масло промывали в холодной воде. Оно обходилось довольно дорого и поэтому повседневно употреблялось в пищу только зажиточными горожанами. Поскольку свежее масло не могло долго храниться, крестьяне перетапливали его в печи, промывали и вновь перетапливали. Таким способом получали топленое масло многие восточнославянские народы. Россия была одним из крупнейших его экспортеров на мировой рынок. Видимо, по этой причине за топленым маслом во всем мире закрепилось название "русское".
Хотя сливочное масло в основном считается продуктом питания, оно также используется во многих отраслях, от косметики до медицины. Исторически, масло на столе являлось признаком достатка и преуспевания
По данным, полученным в ходе исследования Media Marketing Index1, проводимого компанией TNS Central Asia, число потребителей сливочного масла за 2008 год составляет 92,9% городского населения. При рассмотрении динамики за последние два года, можно отметить тот факт, что доля потребителей данного продукта выросла на 2% (см. Диаграмму 1).
Диаграмма 1: Динамика потребления сливочного масла.
1 по данным MMI - опрос проводился в 20 городах Казахстана с населением 100 тыс. и более среди людей в возрасте от 15 лет и старше. Объем выборки составил 3000 респондентов.
Всех потребителей сливочного масла условно можно разделить на три основные группы: активные потребители, умеренные и пассивные. И как показывают результаты исследования, наибольшую долю потребителей сливочного масла составляют активные потребители (48%), то есть люди, потребляющие сливочное масло каждый день (см. Таблицу 1).
Таблица 1: Частота потребления и типы потребителей сливочного масла (Данные рассчитаны от потребителей сливочного масла)
Тип потребителей |
Частота потребления |
% |
Активные |
Каждый день |
48 |
Умеренные |
2-6 раз в неделю |
34,6 |
Раз в неделю |
9,9 |
Пассивные |
2-3 раза в месяц |
5,2 |
Раз в месяц и реже |
2,3 |
Наиболее предпочитаемым типом сливочного масла среди потребителей является сливочное масло в упаковке (72,3%), потребление которого в 2 раза больше, чем развесного масла (39,3%) (см. Таблицу 2).
Таблица 2: Типы потребления сливочного масла (Данные рассчитаны от потребителей сливочного масла)
|
Тип сливочного масла |
% |
Потребление типов сливочного масла |
Сливочное масло в упаковке |
72,3 |
Развесное сливочное масло (заводское) |
39,3 |
Сливочное масло домашнего приготовления |
19 |
На нашем рынке представлено большое количество марок сливочного масла: отечественного и импортного производства. Казахстанские производители действуют уверенно: активно завоевывают рынок и вытесняют конкурентов - импортных производителей. Примером может служить марка "Жайляу", которая возглавляет десятку лидеров, как по знанию, так и по потреблению (знание марки - 59,9%, потребление марки - 40,8%). А замыкает этот список марка "Любимое". Знание и потребление этой марки составляет 21,8% и 8,4% соответственно (см. Диаграмму 2).
Диаграмма 2: Наиболее популярные марки сливочного масла, TOP - 10 (Данные рассчитаны от потребителей сливочного масла)
Рассмотрим социально-демографический профиль домохозяйств, потребляющих сливочное масло. Чаще всего это семьи из пяти человек и более, относящиеся к обеспеченному классу. Это люди, состоящие в браке и имеющие детей до 16 лет (см. Диаграмму 3).
Диаграмма 3: Социально-демографический профиль домохозяйств, потребляющих сливочное масло (Aff.In) (Данные рассчитаны от потребителей сливочного масла)
Рассматривая данные, полученные в ходе исследования, необходимо отметить тот факт, что в целом сливочное масло - продукт питания, потребляемый в каждом доме и необходимый всем как хлеб и соль.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
Екатерина Беленко TNS Central Asia
|