Объемы казахстанского рынка ТВ рекламы (январь-декабрь 2009 года)
По данным компании TNS Central Asia расходы на размещение рекламных роликов на телевидении за 2009 год составили 549,2 млн. USD, что на 21,3% меньше, чем за аналогичный период 2008 года. В 2009 году 1 квартале наблюдается рост рекламного бюджета в сравнении с тем же периодом 2008 года на 14%. Во 2, 3 и 4 кварталах происходит снижение рекламного бюджета, относительно 2008 года, соответственно на 10,8%, 35,3% и 31,8% (см.Диаграмму 1).
Диаграмма 1. Динамика изменений рекламного бюджета на ТВ, январь-декабрь 2008,2009гг (млн USD).
ПРИМЕЧАНИЕ: Расчеты рекламного бюджета на ТВ проведены по 15 каналам: СТВ/РАХАТ, 31/СТС, ТАН, ХАБАР, КТК, НТК, 1 КАНАЛ ЕВРАЗИЯ, HIT TV, ЕЛ АРНА, АЛМАТЫ, МИР, АСТАНА, РЕН ТВ (АЛМА ТВ), НТВ (АЛМА ТВ), МУЗ.ТВ (АЛМА ТВ). При расчете бюджета использованы официальные прайс-листы без учета скидок, надбавок.
Динамику изменений количества выходов рекламных роликов в телевизионном эфире вы можете посмотреть на Диаграмме 2.
Диаграмма 2. Сравнительная динамика изменений количества выходов рекламных роликов, январь-декабрь 2008, 2009 гг.
ПРИМЕЧАНИЕ: При расчете количества выходов рекламы учитываются только рекламные ролики. Расчеты проведены по 15 каналам: СТВ/РАХАТ, 31/СТС, ТАН, ХАБАР, КТК, НТК, 1 КАНАЛ ЕВРАЗИЯ, HIT TV, ЕЛ АРНА, АЛМАТЫ, МИР, АСТАНА, РЕН ТВ (АЛМА ТВ), НТВ (АЛМА ТВ), МУЗ.ТВ (АЛМА ТВ).
В 1 квартале 2009 года наблюдается рост выходов в сравнении с тем же периодом 2008 года на 17%. В последующих 3-х кварталах количество выходов рекламы снижается (по отношению к 2008 году).
Всего за 2009 год в эфире ТВ вышло 831 015 рекламных роликов (исключая спонсорские) общей длительностью 6 073 часа. Для сравнения: за аналогичный период 2008 года в эфире ТВ вышло 871 846 рекламных роликов в течении 6 263 часов. Таким образом, количество рекламы в эфире ТВ за 4 квартала текущего года по сравнению с прошлым годом снизилась на 4,7%, а ее длительность - на 3% (см. Таблицу 1).
ОБЪЕМЫ РЕКЛАМЫ В РАЗРЕЗЕ ТЕЛЕКОМПАНИЙ
Таблица 1.Объемы рекламы по ТВ каналам, январь-декабрь 2009г.
Название телеканала |
Бюджет |
Кол-во выходов |
Длительность |
USD |
% of Total |
|
% of Total |
Сек. |
% of Total |
1 КАНАЛ ЕВРАЗИЯ |
250 691 680$ |
45,64% |
78 281 |
9,42% |
1 827 247 |
8,36% |
КТК |
66 509 933$ |
12,11% |
120 403 |
14,49% |
2 779 323 |
12,71% |
НТК |
62 551 992$ |
11,39% |
126 504 |
15,22% |
2 787 450 |
12,75% |
31/СТС |
60 723 314$ |
11,06% |
126 308 |
15,20% |
2 536 813 |
11,60% |
ХАБАР |
22 276 589$ |
4,06% |
22 537 |
2,71% |
904 311 |
4,14% |
НТВ (АЛМА ТВ) |
16 391 654$ |
2,98% |
56 400 |
6,79% |
1 342 530 |
6,14% |
ЕЛ АРНА |
14 199 023$ |
2,59% |
23 362 |
2,81% |
814 489 |
3,73% |
АСТАНА |
11 542 304$ |
2,10% |
22 982 |
2,77% |
667 187 |
3,05% |
HIT TV |
11 377 210$ |
2,07% |
41 184 |
4,96% |
1 171 405 |
5,36% |
ТАН |
11 111 975$ |
2,02% |
48 002 |
5,78% |
1 268 976 |
5,80% |
РЕН ТВ (АЛМА ТВ) |
8 983 174$ |
1,64% |
40 280 |
4,85% |
1 065 710 |
4,87% |
АЛМАТЫ |
5 129 850$ |
0,93% |
34 241 |
4,12% |
1 162 424 |
5,32% |
СТВ/РАХАТ |
4 285 513$ |
0,78% |
48 386 |
5,82% |
1 394 614 |
6,38% |
МУЗ.ТВ (АЛМА ТВ) |
2 995 355$ |
0,55% |
33 803 |
4,07% |
972 507 |
4,45% |
МИР |
475 803$ |
0,09% |
8 342 |
1,00% |
1 167 902 |
5,34% |
Total |
549 245 369$ |
100 |
831 015 |
100 |
21 862 888 |
100 |
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламных роликов приводятся в соответствии с прайс-листами телеканалов (с учетом GRP), без учета скидок, надбавок. В расчетах количества выходов и продолжительности реклам учитываются только рекламные ролики. Расчеты рекламных бюджетов на ТВ проведены по 15 каналам: СТВ/РАХАТ, 31/СТС, ТАН, ХАБАР, КТК, НТК, 1 КАНАЛ ЕВРАЗИЯ, HIT TV, ЕЛ АРНА, АЛМАТЫ, МИР, АСТАНА, РЕН ТВ (АЛМА ТВ), НТВ (АЛМА ТВ), МУЗ.ТВ (АЛМА ТВ).
По итогам 4-х кварталов 2009 года лидером по рекламному бюджету по-прежнему остается ПЕРВЫЙ КАНАЛ ЕВРАЗИЯ. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года рекламный бюджет этого телеканала снизился на 24,7%. На втором месте - телеканал КТК: рекламодатели на размещение рекламы своих товаров и услуг на данном телеканале потратили на 30% меньше денег, чем в прошлом году. Замыкает тройку лидеров телеканал НТК с рекламным бюджетом 62,6 млн USD (бюджет снизился на 8,7% по сравнению с 2008 годом).
Лидером по количеству выходов рекламных роликов в эфир является т/к НТК: с января по декабрь 2009 года на этом телеканале вышло в эфир 126,5 тыс. рекламных роликов, что на 18,4% больше, чем в 2008 году. На втором месте по этому показателю - телеканал 31/СТС. В эфире этого телеканала за 4 квартала 2009 года вышло 126,3 тыс. рекламных роликов, что на 43,3% больше, чем за аналогичный период 2008 года. Замыкает тройку лидеров т/к КТК, где вышло 120,4 тыс. рекламных роликов (на 13,4% меньше, чем в предыдущем году).
ВЕДУЩИЕ РЕКЛАМОДАТЕЛИ.
За 4 квартала 2009 года расходы на рекламу десяти крупнейших по бюджету рекламодателей составили 247,3 млн. USD, что составляет 45% от общего бюджета (см. Таблицу 2).
Таблица 2.Ведущие по бюджету рекламодатели на ТВ, январь-декабрь 2009г.
№ |
Рекламодатель |
Бюджет млн. USD |
1 |
PROCTER & GAMBLE |
84,8 |
2 |
HENKEL/SCHWARZKOPF |
27,0 |
3 |
K CELL (KAZAKHSTAN CELLULAR) |
22,4 |
4 |
KAR-TEL (КАР-ТЕЛ) |
17,4 |
5 |
MARS |
17,1 |
6 |
COLGATE-PALMOLIVE |
16,6 |
7 |
UNILEVER |
16,1 |
8 |
COCA-COLA ALMATY BOTTLERS |
15,6 |
9 |
WRIGLEY |
15,5 |
10 |
DANONE |
14,8 |
Итого |
247,3 |
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламных роликов приводятся в соответствии с прайс-листами телеканалов, без учета скидок, надбавок. Не учтена реклама не коммерческих рекламодателей. В расчетах количества выходов и продолжительности реклам учитываются только рекламные ролики. Расчеты рекламных бюджетов на ТВ проведены по 15 каналам: СТВ/РАХАТ, 31/СТС, ТАН, ХАБАР, КТК, НТК, 1 КАНАЛ ЕВРАЗИЯ, HIT TV, ЕЛ АРНА, АЛМАТЫ, МИР, АСТАНА, РЕН ТВ (АЛМА ТВ), НТВ (АЛМА ТВ), МУЗ.ТВ (АЛМА ТВ).
ТОР 10 рекламодателей возглавляют компании: PROCTER & GAMBLE, HENKEL/SCHWARZKOPF, K CELL (KAZAKHSTAN CELLULAR). Рекламный бюджет тройки лидеров составил 134,22 млн. USD - 24,4% от общего объема.
Компания PROCTER & GAMBLE является лидером по затратам на рекламу. Рекламный бюджет этой компании в 2009 году составил 84,8 млн. USD (в 2008 году - 58,7 млн. USD).
На втором месте - компания HENKEL/SCHWARZKOPF с рекламным бюджетом 27 млн. USD (в 2008 году - 25,1 млн. USD).
Замыкает тройку лидеров компания K CELL (KAZAKHSTAN CELLULAR). В 2009 году эта компания затратила на рекламу своих услуг на ТВ - 22,4 млн. USD (в 2008 году - 45,4 млн. USD).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕКЛАМЫ ПО МЕДИАНОСИТЕЛЯМ
По данным компании TNS Central Asia, затраты рекламодателей на размещение рекламы своих товаров и услуг за период январь - декабрь 2009 года по типам медианосителей, распределились следующим образом (см. Диаграмму 3):
бюджет телевизионной рекламы составил 549,2 млн. USD;
на рекламу в прессе было потрачено 76,2 млн. USD;
на наружную рекламу - 41,8 млн. USD;
на рекламу на радио - 25,1 млн. USD.
Общий рекламный бюджет по четырем типам медианосителей за 4 квартала 2009 года составил 692,3 млн. USD. Для сравнения: за аналогичный период 2008 года этот показатель равнялся 902,8 млн. USD. Таким образом, общее снижение рекламных бюджетов на телевидении, радио, в прессе и наружной рекламе составило 23,3%.
Диаграмма 3. Распределение рекламных бюджетов по типам медианосителей, январь-декабрь 2009г.
ПРИМЕЧАНИЕ: При расчете бюджетов использованы официальные прайс-листы (с учетом GRP) без учета скидок, надбавок. Рекламные бюджеты на ТВ рассчитаны по ожидаемой длительности рекламных роликов. Расчеты рекламных бюджетов на радио проведены на основе мониторинга 6 радиостанций: Авторадио/Хит FM, Радио 31, Радио Европа Плюс, Радио NS, Радио Ретро Караван, Русское радио. С 1 марта 2009 года Авторадио заменено на Хит FM. Расчеты рекламных бюджетов на ТВ произведены по 15 каналам: СТВ/РАХАТ, 31/СТС, ТАН, ХАБАР, КТК, НТК, 1 КАНАЛ ЕВРАЗИЯ, HIT TV, ЕЛ АРНА, АЛМАТЫ, МИР, АСТАНА, РЕН ТВ (АЛМА ТВ), НТВ (АЛМА ТВ), МУЗ.ТВ (АЛМА ТВ). Расчеты рекламных бюджетов в прессе производились на основании 76 изданий, идентичных по каждому периоду 2008/2009гг.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
Марина Карцова TNS Central Asia
|