Объемы казахстанского рынка рекламы в прессе, январь-декабрь 2009 года
По данным компании TNS Central Asia объем рынка рекламы в казахстанской прессе за 2009 год составил 76.3 млн. USD (расчеты рекламных бюджетов в прессе производились на основании 76 изданий, идентичных за 2008/2009гг). По сравнению с тем же периодом 2008 года рекламный бюджет в казахстанских газетах и журналах снизился на 32,8%. Расходы на размещение рекламных объявлений рассчитаны по официальным прайс-листам издательских домов без учета скидок.
В 2009 году в каждом месяце наблюдается значительное снижение рекламного бюджета в сравнении с тем же периодом 2008 года (см.Диаграмму 1).
Диаграмма 1 - Сравнительная динамика изменений рекламных бюджетов, январь-декабрь 2008, 2009 гг.
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламных объявлений рассчитаны по официальным прайс-листам издательских домов без учета скидок. Расчеты рекламных бюджетов в прессе производились на основании 76 изданий, идентичных по каждому периоду 2008/2009гг.
Диаграмма 2. Сравнительная динамика изменений количества выходов рекламы в изданиях, январь-декабрь 2008, 2009 гг.
ПРИМЕЧАНИЕ: Расчеты в прессе производились на основании 76 изданий, идентичных по каждому периоду 2008/2009гг.
В каждом месяце 2009 года наблюдается снижение выходов в сравнении с тем же периодом 2008 года.
Всего за 2009 год в прессе было 72 533 рекламных сообщений. Для сравнения: за аналогичный период 2008 года – 96 068 рекламных сообщений. Сокращение составило 24,6%.
Динамику изменений рекламной площади изданий за 2009 год вы можете посмотреть на Диаграмме 3.
Диаграмма 3 - Сравнительная динамика изменений рекламной площади изданий, январь-декабрь 2008, 2009 гг.
Распределение рекламы по типам изданий
За 12 месяцев 2009г самый большой объем рекламных бюджетов пришелся на рекламные газеты -26,9 млн. USD, что составило 35% от общего объема. Более подробно смотрите Таблицу 1.
Таблица 1 - Объемы рекламы по типам изданий, январь-декабрь 2009 г.
Тип изданий |
Бюджет |
% от общего |
Кол-во выходов |
% от общего |
Площадь кв.см |
% от общего |
Газеты рекламные |
26 971 200$ |
35,34 |
48 636 |
67,05 |
8 412 240 |
51,65 |
Журналы ежемесячные |
18 332 328$ |
24,02 |
5 359 |
7,39 |
2 500 140 |
15,35 |
Газеты еженедельные |
13 978 510$ |
18,32 |
10 759 |
14,83 |
1 994 860 |
12,25 |
Газеты ежедневные |
7 973 985$ |
10,45 |
3 903 |
5,38 |
1 626 360 |
9,99 |
Журналы ежеквартальные |
4 832 678$ |
6,33 |
1 252 |
1,73 |
725 020 |
4,45 |
Журналы еженедельные |
4 222 396$ |
5,53 |
2 624 |
3,62 |
1 028 800 |
6,32 |
Total |
76 311 097$ |
100 |
72 533 |
100 |
16 287 420 |
100 |
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламных объявлений рассчитаны по официальным прайс-листам издательских домов без учета скидок. Расчеты в прессе производились на основании 76 изданий, идентичных по каждому периоду 2008/2009гг.
В Диаграмме 4 смотрите распределение объемов рекламы по ежедневным изданиям.
Диаграмма 4 - Распределение рекламных бюджетов по ежедневным изданиям, январь-декабрь 2009 г.
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламных объявлений рассчитаны по официальным прайс-листам издательских домов без учета скидок. Расчеты в прессе производились на основании 76 изданий, идентичных по каждому периоду 2008/2009гг.
По сравнению с 2008 годом состав тройки лидеров по объему рекламного бюджета по ежедневным изданиям не изменился. Это: КАЗАХСТАНСКАЯ ПРАВДА (А2), ЕГЕМЕН КАЗАХСТАН и КАЗАХСТАНСКАЯ ПРАВДА(А3). С января по декабрь 2009 года рекламодатели разместили свою рекламу на страницах этих 3-х газет на 5,8 млн. USD, что составило 72,8% от общего рекламного бюджета ежедневных изданий.
Диаграмма 5 - Распределение рекламных бюджетов по еженедельным газетам (TOP 10), январь-декабрь 2009 г.
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламных объявлений рассчитаны по официальным прайс-листам издательских домов без учета скидок. Расчеты в прессе производились на основании 76 изданий, идентичных по каждому периоду 2008/2009гг.
Среди еженедельных газет лидер по объему рекламного бюджета - газета КАРАВАН, на страницах которой рекламодатели разместили свою рекламу на 5,1 млн. USD, что составило 36% от общего рекламного бюджета всех еженедельных газет.
Тройка изданий - лидеров по объему рекламного бюджета - КАРАВАН, ВРЕМЯ и АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ-КАЗАХСТАН. Совокупный рекламный бюджет этих трех изданий составляет 68,3% от рекламного бюджета еженедельных газет. Более подробно смотрите Диаграмму 5.
Диаграмма 6 - Распределение рекламных бюджетов по рекламным изданиям, январь-декабрь 2009 г.
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламных объявлений рассчитаны по официальным прайс-листам издательских домов без учета скидок. Расчеты в прессе производились на основании 76 изданий, идентичных по каждому периоду 2008/2009гг.
Среди рекламных изданий неизменный лидер - газета ПЛЮС. В этом издании рекламодатели разместили свою рекламу на 12 млн. USD, что составляет 44,6% от рекламного бюджета рекламных изданий за 2009 год.
TОР 3 среди рекламных изданий выглядит так: ПЛЮС, КОЛЕСА и ИЗ РУК В РУКИ (АЛМАТЫ). Совокупный бюджет этой тройки составил 19,9 млн. USD – 74% от общего объема рекламного бюджета в этом секторе изданий (Диаграмма 6).
Диаграмма 7 - Распределение рекламных бюджетов по журналам (TOP 10), январь-декабрь 2009 г.
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламных объявлений рассчитаны по официальным прайс-листам издательских домов без учета скидок. Расчеты в прессе производились на основании 76 изданий, идентичных по каждому периоду 2008/2009гг.
Среди журналов лидером является COSMOPOLITAN - Казахстан. Рекламодатели потратили за 2009 год 3,5 млн. USD на размещение своих рекламных сообщений именно в этом издании. Это составляет 12,7% от общего рекламного бюджета журналов. На второй и третьей позиции расположились журналы HARPER`S BAZAAR и VINTAGE (ВИНТАЖ). Их рекламные бюджеты составляют соответственно 3,1 млн. USD (11,2%) и 2 млн. USD (7,4%) (Диаграмма 7).
Ведущие рекламодатели, январь-декабрь 2009 г.
Расходы на рекламу десяти крупнейших по бюджету рекламодателей за четыре квартала 2009 года составили 7,8 млн. USD – 10,2% от общего объема.
В таблице 2 представлена десятка ведущих по рекламному бюджету рекламодателей за 2009г.
Таблица 2 - Ведущие рекламодатели в прессе, январь-декабрь 2009 г.
№ |
Рекламодатель |
Бюджет USD |
% |
Кол-во выходов |
% |
1 |
PROCTER & GAMBLE |
1 370 723$ |
17,6% |
424 |
16,8% |
2 |
ASADAL |
1 053 033$ |
13,5% |
76 |
3,0% |
3 |
БУРДА-АЛАТАУ-ПРЕСС |
879 883$ |
11,3% |
539 |
21,4% |
4 |
AIR ASTANA |
817 030$ |
10,5% |
452 |
17,9% |
5 |
K CELL (KAZAKHSTAN CELLULAR) |
782 620$ |
10,1% |
225 |
8,9% |
6 |
КАЗКОММЕРЦБАНК |
713 222$ |
9,2% |
348 |
13,8% |
7 |
БАНК КАСПИЙСКИЙ/KASPI BANK |
553 712$ |
7,1% |
239 |
9,5% |
8 |
LG ELECTRONICS ALMATY KAZAKHSTAN |
541 968$ |
7,0% |
98 |
3,9% |
9 |
ВЕТЕР ВРЕМЕНИ |
538 659$ |
6,9% |
43 |
1,7% |
10 |
BSB ФРАНЦУЗСКИЙ ДОМ |
531 202$ |
6,8% |
80 |
3,2% |
Итого ТОП 10 |
7 782 052 |
100,0% |
2524 |
100,0% |
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламных объявлений рассчитаны по официальным прайс-листам издательских домов без учета скидок. Расчеты в прессе производились на основании 76 изданий, идентичных по каждому периоду 2008/2009гг.
ТОР 10 возглавляют компании: PROCTER & GAMBLE, ASADAL и БУРДА-АЛАТАУ-ПРЕСС. Рекламный бюджет этот тройки равен 3,3 млн. USD, что составляет 4,3% от общего рекламного бюджета прессы.
В 2009 году компания PROCTER & GAMBLE является лидером по затратам на рекламу. Рекламный бюджет этой компании составил 1,4 млн. USD, что на 27% больше, чем за аналогичный период 2008 года (1,1 млн. USD).
На втором месте – ASADAL с рекламным бюджетом 1,1 млн. USD, немного превышающий бюджет 2008 года (1 млн. USD).
Замыкает тройку лидеров БУРДА-АЛАТАУ-ПРЕСС. Рекламные затраты этой компании в прессе составили 879,9 тыс. USD (в 2008 году – 503,3 тыс. USD)
Распределение рекламы по медианосителям
По данным компании TNS Central Asia, затраты рекламодателей на размещение рекламы своих товаров и услуг за период январь - декабрь 2009 года по типам медианосителей, распределились следующим образом (см. Диаграмму 8):
бюджет телевизионной рекламы составил 549,2 млн. USD;
на рекламу в прессе было потрачено 76,2 млн. USD;
на наружную рекламу – 41,8 млн. USD;
на рекламу на радио – 25,1 млн. USD.
Общий рекламный бюджет по четырем типам медианосителей за 4 квартала 2009 года составил 692,3 млн. USD. Для сравнения: за аналогичный период 2008 года этот показатель равнялся 902,8 млн. USD. Таким образом, общее снижение рекламных бюджетов на телевидении, радио, в прессе и наружной рекламе составило 23,3%.
Диаграмма 8. Распределение рекламных бюджетов по типам медианосителей, январь-декабрь 2009г.
ПРИМЕЧАНИЕ: При расчете бюджетов использованы официальные прайс-листы (с учетом GRP) без учета скидок, надбавок. Рекламные бюджеты на ТВ рассчитаны по ожидаемой длительности рекламных роликов. Расчеты рекламных бюджетов на радио проведены на основе мониторинга 6 радиостанций: Авторадио/Хит FM, Радио 31, Радио Европа Плюс, Радио NS, Радио Ретро Караван, Русское радио. С 1 марта 2009 года Авторадио заменено на Хит FM.
Расчеты рекламных бюджетов на ТВ произведены по 15 каналам: СТВ/РАХАТ, 31/СТС, ТАН, ХАБАР, КТК, НТК, 1 КАНАЛ ЕВРАЗИЯ, HIT TV, ЕЛ АРНА, АЛМАТЫ, МИР, АСТАНА, РЕН ТВ (АЛМА ТВ), НТВ (АЛМА ТВ), МУЗ.ТВ (АЛМА ТВ).
Расчеты рекламных бюджетов в прессе производились на основании 76 изданий, идентичных по каждому периоду 2008/2009гг.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
Марина Карцова TNS Central Asia
|