Объемы казахстанского рынка рекламы по медианосителям, январь - декабрь 2009 года
По данным TNS Central Asia, суммарный объем затрат на рекламу (по всем медианосителям) в 2009 году, согласно официальным прайс-листам, сократился на 23,3% в сравнении с 2008 годом. Максимальное сокращение рекламного бюджета наблюдается в прессе (на 32,8%) и на радио (на 32,7%). Суммарный рекламный бюджет в 2009 году составляет 692,3 млн. USD, по сравнению с 2008 годом – 902,8 млн. USD.
Диаграмма 1. Общий объем затрат на рекламу (январь-декабрь 2008-2009гг)
ПРИМЕЧАНИЕ: При расчете бюджетов использованы официальные прайс-листы без учета скидок, надбавок. Расчеты рекламного бюджета на ТВ проведены по 15 каналам: СТВ/РАХАТ, 31/СТС, ТАН, ХАБАР, КТК, НТК, 1 КАНАЛ ЕВРАЗИЯ, HIT TV, ЕЛ АРНА, АЛМАТЫ, МИР, АСТАНА, РЕН ТВ (АЛМА ТВ), НТВ (АЛМА ТВ), МУЗ.ТВ (АЛМА ТВ). Расчеты рекламных бюджетов на радио проведены на основе мониторинга 6 радиостанций: Авторадио/Хит FM, Радио 31, Радио Европа Плюс, Радио NS, Радио Ретро Караван, Русское радио. С 1 марта 2009 года Авторадио заменено на Хит FM. Расчеты рекламных бюджетов в наружной рекламе проведены на основе мониторинга конструкций города Алматы. Расчеты рекламных бюджетов в прессе производились на основании 76 изданий, идентичных по каждому периоду 2008/2009гг.
Казахстанский рынок рекламы продемонстрировал снижение объемов рекламы по всем типам медианосителей. Так показатель годового рекламного бюджета на телевидении составил $549,2 млн., что на 21,3% ниже показателя 2008 года. При анализе рекламного бюджета в прессе в 2009 году также отмечается снижение 32,8%. Суммарный бюджет в прессе составил $76,3 млн., в 2008 году бюджет равнялся $113,5 млн.. Объем рекламных бюджетов наружной рекламы в 2009 году снизился на 23,4%, по сравнению с 2008 годом, и составил $41,8 млн. Рекламные бюджеты в 2009 году на радио снижаются на 32,7%, что составляет $25,1 млн., в 2008 году рекламный бюджет был равен $37,3 млн.
Диаграмма 2. Распределение рекламных бюджетов по типам медианосителей за 2009 год.
ПРИМЕЧАНИЕ: При расчете бюджетов использованы официальные прайс-листы (с учетом GRP) без учета скидок, надбавок. Рекламные бюджеты на ТВ рассчитаны по ожидаемой длительности рекламных роликов. Расчеты рекламных бюджетов на радио проведены на основе мониторинга 6 радиостанций: Авторадио/Хит FM, Радио 31, Радио Европа Плюс, Радио NS, Радио Ретро Караван, Русское радио. С 1 марта 2009 года Авторадио заменено на Хит FM.
Расчеты рекламных бюджетов на ТВ произведены по 15 каналам: СТВ/РАХАТ, 31/СТС, ТАН, ХАБАР, КТК, НТК, 1 КАНАЛ ЕВРАЗИЯ, HIT TV, ЕЛ АРНА, АЛМАТЫ, МИР, АСТАНА, РЕН ТВ (АЛМА ТВ), НТВ (АЛМА ТВ), МУЗ.ТВ (АЛМА ТВ).
Расчеты рекламных бюджетов в прессе производились на основании 76 изданий, идентичных по каждому периоду 2008/2009гг.
В период с января по декабрь 2009 года наблюдается тенденция к снижению суммарных рекламных бюджетов по всем медианосителям. Затраты на рекламу снижаются ежеквартально, кроме незначительного увеличения бюджета в 1 квартале (увеличение составило 4,5%).
Диаграмма 3. Динамика изменений рекламных бюджетов по всем СМИ (телевидение, радио, пресса, наружная реклама) за 2008 г и 2009 г
ПРИМЕЧАНИЕ: При расчете бюджетов использованы официальные прайс-листы без учета скидок, надбавок. Расчеты рекламного бюджета на ТВ проведены по 15 каналам: СТВ/РАХАТ, 31/СТС, ТАН, ХАБАР, КТК, НТК, 1 КАНАЛ ЕВРАЗИЯ, HIT TV, ЕЛ АРНА, АЛМАТЫ, МИР, АСТАНА, РЕН ТВ (АЛМА ТВ), НТВ (АЛМА ТВ), МУЗ.ТВ (АЛМА ТВ). Расчеты рекламных бюджетов на радио проведены на основе мониторинга 6 радиостанций: Авторадио/Хит FM, Радио 31, Радио Европа Плюс, Радио NS, Радио Ретро Караван, Русское радио. С 1 марта 2009 года Авторадио заменено на Хит FM. Расчеты рекламных бюджетов в наружной рекламе проведены на основе мониторинга конструкций города Алматы. Расчеты рекламных бюджетов в прессе производились на основании 76 изданий, идентичных по каждому периоду 2008/2009гг.
В 1 квартале 2009 года по отношению к 2008 году наблюдается незначительный рост рекламных затрат на телевидении (на 14%). В последующих 3-х кварталах затраты на рекламу снижаются: 2 квартал - на 10,8%, 3 квартал – на 35,3%, 4 квартал – на 32%.
(см. Диаграмму 4).
Диаграмма 4. Динамика изменений рекламных бюджетов на телевидении, 1-4 кварталы 2008, 2009 гг.
ПРИМЕЧАНИЕ: При расчете бюджетов использованы официальные прайс-листы без учета скидок, надбавок. Расчеты рекламного бюджета на ТВ проведены по 15 каналам: СТВ/РАХАТ, 31/СТС, ТАН, ХАБАР, КТК, НТК, 1 КАНАЛ ЕВРАЗИЯ, HIT TV, ЕЛ АРНА, АЛМАТЫ, МИР, АСТАНА, РЕН ТВ (АЛМА ТВ), НТВ (АЛМА ТВ), МУЗ.ТВ (АЛМА ТВ).
В 2009 году затраты на радиорекламу ежеквартально уменьшаются по отношению к 2008 году (см. Диаграмму 5).
Диаграмма 5. Динамика изменений рекламных бюджетов на радио, 1-4 кварталы 2008, 2009 гг.
ПРИМЕЧАНИЕ: При расчете бюджетов использованы официальные прайс-листы без учета скидок, надбавок. Расчеты рекламных бюджетов на радио проведены на основе мониторинга 6 радиостанций: Авторадио/Хит FM, Радио 31, Радио Европа Плюс, Радио NS, Радио Ретро Караван, Русское радио. С 1 марта 2009 года Авторадио заменено на Хит FM.
Так же в 2009 году отмечается снижение затрат на размещение рекламных объявлений в печатных изданиях (газеты, журналы) по каждому кварталу относительно того же периода 2008 года (см. Диаграмму 6).
Диаграмма 6. Динамика изменений рекламных бюджетов в прессе, 1-4 квартал 2008, 2009 гг.
ПРИМЕЧАНИЕ: При расчете бюджетов использованы официальные прайс-листы без учета скидок, надбавок. Расчеты рекламных бюджетов в прессе производились на основании 76 изданий, идентичных по каждому периоду 2008/2009гг.
В период с 1-го по 4-ый квартал 2009 года расходы на размещение рекламных конструкций по городу Алматы так же снижаются (в сравнении с 2008 годом) (см. Диаграмму 7).
Диаграмма 7. Динамика изменений рекламных бюджетов в наружной рекламе, 1-4 квартал 2008, 2009 гг.
ПРИМЕЧАНИЕ: При расчете бюджетов использованы официальные прайс-листы без учета скидок, надбавок. Расчеты рекламных бюджетов в наружной рекламе проведены на основе мониторинга конструкций города Алматы.
Наиболее крупные рекламодатели по рекламному бюджету в 2009 году по всем СМИ - PROCTER & GAMBLE, K CELL (KAZAKHSTAN CELLULAR), HENKEL/SCHWARZKOPF. Рекламные расходы первой десятки рекламодателей занимают почти 37% от всех рекламных расходов.
Таблица 1. Ведущие рекламодатели по бюджету.
№ |
Рекламодатель |
Бюджет млн USD |
2009 |
2008 |
1 |
PROCTER & GAMBLE |
86,3 |
59,9 |
2 |
K CELL (KAZAKHSTAN CELLULAR) |
27,3 |
50,9 |
3 |
HENKEL/SCHWARZKOPF |
27,0 |
25,1 |
4 |
KAR-TEL (КАР-ТЕЛ) |
19,9 |
45,8 |
5 |
MARS |
17,1 |
16,7 |
6 |
COLGATE-PALMOLIVE |
16,6 |
24,9 |
7 |
UNILEVER |
16,1 |
15,7 |
8 |
COCA-COLA ALMATY BOTTLERS |
15,6 |
16,3 |
9 |
WRIGLEY |
15,5 |
9,1 |
10 |
DANONE |
14,8 |
12,6 |
Total - TOP 10 |
256,2 |
277,0 |
ПРИМЕЧАНИЕ: При расчете бюджетов использованы официальные прайс-листы без учета скидок, надбавок. Расчеты рекламного бюджета на ТВ проведены по 15 каналам: СТВ/РАХАТ, 31/СТС, ТАН, ХАБАР, КТК, НТК, 1 КАНАЛ ЕВРАЗИЯ, HIT TV, ЕЛ АРНА, АЛМАТЫ, МИР, АСТАНА, РЕН ТВ (АЛМА ТВ), НТВ (АЛМА ТВ), МУЗ.ТВ (АЛМА ТВ). Расчеты рекламных бюджетов на радио проведены на основе мониторинга 6 радиостанций: Авторадио/Хит FM, Радио 31, Радио Европа Плюс, Радио NS, Радио Ретро Караван, Русское радио. С 1 марта 2009 года Авторадио заменено на Хит FM. Расчеты рекламных бюджетов в наружной рекламе проведены на основе мониторинга конструкций города Алматы. Расчеты рекламных бюджетов в прессе производились на основании 76 изданий, идентичных по каждому периоду 2008/2009гг.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
Марина Карцова TNS Central Asia
|