ЧТО ПРЕДПОЧИТАЮТ КУРИТЬ КАЗАХСТАНЦЫ
Немного истории
Табак - одно из самых древнейших растений. Ученые считают, что окончательно табачный куст сформировался и принял внешний вид в 6000 году до Н.Э.. К началу первого века до Н.Э. американские аборигены начинают активно использовать табак в повседневной жизни, в том числе и для курения.
В Европу табак попал с экспедицией Колумба и, не смотря на запреты Инквизиции в европейских странах начинают, культивировать табак. В середине 16 века табак стал приобретать популярность как лекарственное средство, почти панацея (в признании целебных свойств табака европейцы неожиданно и полностью согласились с индейцами). Табак нюхали, курили через трубки, жевали, смешивали с различными веществами и употребляли для лечения простуды, головной и зубной боли.
Слово "сигарета" имеет французское происхождение и означает "маленькая сигара". Первые подобия сигарет появились еще в индейских племенах, но в Европе практика курения сигарет распространилась во время Крымской войны 1854-1856, когда британские солдаты переняли привычку курения сигарет у русских и турецких солдат.
Потребление табачных изделий
По результатам последнего опроса, проведенного компанией Gallup Media Asia среди городского населения Казахстана в рамках исследования MMI ноябрь-декабрь'2000 33,8% казахстанцев являются потребителями табака. 27,8% из них курят сигареты с фильтром, 8,6% - курят сигареты без фильтра, 0,9% - курят папиросы, 0,2% - курят трубку и всего 0,1% - курят сигары.
Сигары и трубка не популярны в Казахстане. Эти виды потребления табака достаточно дороги и, как правило, пользуются успехом только среди высокодоходной части населения. В основном курят сигареты с фильтром. Это самый популярный и доступный вид потребления табака.
Самой популярной маркой среди потребителей табака является марка сигарет Bond (Бонд), эту марку курят 53,1%, на втором месте находится Magna (Магна) - 49% потребителей табака ответили, что употребляют данную марку сигарет. На третьем и четвертом месте находятся "Казахстанские" и Sovereign (Соверен) соответственно. "Казахстанские" употребляют 47,2%, а Sovereign (Соверен) - 40,9%.
Хочется отметить, что возможно пересечение потребления марок. Один и тот же респондент может употреблять не только одну определенную марку, но и несколько марок. В таблице 1.1 представлена первая десятка марок по потреблению среди потребителей табачных изделий.
Таблица 1.1 - Потребление сигарет
№ |
Марка сигарет |
% |
1 |
Bond (Бонд) |
53.1 |
2 |
Magna (Магна) |
49 |
3 |
Казахстанские |
47.2 |
4 |
Sovereign (Соверен) |
40.9 |
5 |
Medeo (Медео) |
37.3 |
6 |
L&M (ЭлЭм) |
33.1 |
7 |
Marlboro (Мальборо) |
31.6 |
8 |
Шынгыз Хан |
31.5 |
9 |
Polet (Полет) |
28.4 |
10 |
Soyuz Appolo(Союз Аполлон)32 |
27.7 |
Приверженность к покупке определенных марок среди потребителей табачных изделий разделились почти 50 на 50, 47,2% покупают только одну определенную марку, 42,4% покупают 2-3 марки и всего 9% покупают, как получится.
В предпочтениях по типу табачных изделий - 65,8% потребителей предпочитают курить сигареты обыкновенной крепости, 19,3% курят слабые сигареты, 3,1% курят сигареты с ментолом и для 11,9% вообще не имеет значения какой крепости курить сигареты, они курят все.
В заключение хотелось бы отметить, что 66,2% казахстанцев в возрасте от 16 лет и старше не употребляют табачные изделия. Это достаточной высокий процент, следовательно, увещевание "курение опасно для вашего здоровья" все-таки помогает. Будьте здоровы!
За дополнительной информацией обращайтесь в компанию TNS Central Asia, тел.: 50-12-91, факс.: 50-12-97, e-mail: info@gallup.kz
Елена Зеленцова
TNS Central Asia
|