ИЗМЕНЕНИЯ И ОБЪЕМЫ КАЗАХСТАНСКОГО РЫНКА ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЫ
В 2000 ГОДУ.
По результатам 2000 года суммарные затраты рекламодателей
на размещение рекламных роликов на десяти алматинских и республиканских
телеканалах, составили, по оценке компании “Gallup Media Asia”
52.4 млн. USD - на 2 млн. USD больше, чем за аналогичный период
1999 года (все цены рассчитаны на основании прайс-листов телекомпаний
без учета скидок, надбавок). Рекламный рынок приобрел некоторую
стабильность и тенденцию к росту по сравнению с “лихорадкой” 1999
года. Общую динамику рекламных бюджетов, начиная с 1996 года,
можно наблюдать на диаграмме 1.
Диаграмма 1 - Динамика расходов рекламодателей по годам
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламных
роликов приводятся в соответствии с прайс-листами телекомпаний
без учета скидок, надбавок
Хотя до бюджетов 1998 года еще далеко, можно
говорить о положительных изменениях на рынке рекламы. В 1998 году
рост рекламных бюджетов произошел в основном за счет телеканала
“ОРТ-Казахстан”, на котором официальная цена на размещение рекламы
достигала 5 000 USD за минуту рекламного времени, и по рекламному
бюджету компания “ОРТ-Казахстан” заняла первое место с 49,5% от
общего бюджета. В то же время на телеканале “ОРТ-Казахстан” действовали
довольно ощутимые скидки на размещение больших объемов рекламы.
1999 год стал тяжелым испытанием для казахстанского рынка рекламы.
Кризис российского рекламного рынка и последующее обесценивание
национальной валюты внесли свои коррективы. Цены на рекламу на
многих телеканалах снизились вдвое, соответственно, упали и рекламные
бюджеты. Так, например, на телеканале “Хабар” объемы рекламы в
денежном эквиваленте сократились на 57.8%, на телеканале “Казахстан-1”
- на 62.2%. Общий рекламный бюджет снизился на 49.2%. Начало 2000
было не так активно, даже по отношению к 1999 году. До мая месячные
рекламные бюджеты были ниже, чем в предыдущем году, затем рекламные
расходы начали увеличиваться более быстрыми темпами. В декабре
2000 года рекламный бюджет составил 8891.7 тыс. USD, на 69.9%
больше, чем в декабре 1999 года.
Объемы рекламы в разрезе телекомпаний
В 2000 году произошло небольшое перераспределение
доходов от рекламы между телекомпаниями по сравнению с 1999 годом.
Телекомпания “ОРТ-Казахстан” удержала свое лидерство по рекламному
бюджету, “31 канал”, который в 1999 году занял четвертое место
по рекламному бюджету, переместился на второе место, увеличение
расходов рекламодателей произошло на 35.0%. Наибольшее снижение
объемов рекламы произошло на телеканалах “НТК” и “Казахстан-1”
- на 48.9% и 29.0% соответственно. Снижение рекламного бюджета
телекомпании “ОРТ-Казахстан” составило всего 0.1%. На остальных
телекомпаниях произошел рост рекламных бюджетов. В таблице 1 представлено
распределение объемов рекламы по телекомпаниям.
Таблица 1 - Объемы рекламы на телеканалах
Канал
|
Бюджет ($US)
|
% от общ.
|
Кол-во Выходов
|
% от общ
|
Продолжит (мин)
|
% от общ
|
ОРТ-КАЗАХСТАН
|
15 868 734$
|
30,3%
|
17624
|
6,9%
|
7091,0
|
5,6%
|
31 КАНАЛ
|
8 591 185$
|
16,4%
|
77146
|
30,2%
|
40226,0
|
31,9%
|
ХАБАР
|
8 145 711$
|
15,5%
|
21853
|
8,6%
|
9688,3
|
7,7%
|
РАХАТ
|
7 314 421$
|
13,9%
|
35604
|
13,9%
|
23023,9
|
18,2%
|
КТК
|
5 797 278$
|
11,1%
|
28007
|
11,0%
|
10182,4
|
8,1%
|
ШАХАР
|
1 970 011$
|
3,8%
|
39671
|
15,5%
|
19461,9
|
15,4%
|
ТАН
|
1 763 350$
|
3,4%
|
19003
|
7,4%
|
7641,9
|
6,1%
|
НТК
|
1 755 541$
|
3,3%
|
10631
|
4,2%
|
5791,6
|
4,6%
|
КАЗАХСТАН-1
|
1 233 329$
|
2,4%
|
5677
|
2,2%
|
2869,8
|
2,3%
|
ХАБАР 2
|
|
|
368
|
0,1%
|
234,3
|
0,2%
|
Всего
|
52 439 559$
|
100,0%
|
255584
|
100,0%
|
126211,2
|
100,0%
|
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламных
роликов приводятся в соответствии с прайс-листами телекомпаний
без учета скидок, надбавок
Динамика месячных бюджетов и количества выходов
реклам сохраняется на протяжении достаточно долгого периода, за
исключением второй половины 1999 года, когда на рынке рекламы
наблюдался спад рекламной активности, не связанный с сезонными
колебаниями. Увеличение активности рекламодателей приходится на
весну- начало лета, а затем достигает своего максимума к новогодним
праздникам (см. диаграммы 2 и 3). Физический объем рекламы продолжает
расти. Так, общая продолжительность рекламного времени увеличилась
на 390 часов, количество выходов рекламных роликов возросло на
28 965 выходов. Увеличение продолжительности и количества выходов
происходит в основном за счет местных рекламодателей, которые
размещают рекламу на телеканалах с невысокой стоимостью рекламного
времени.
Диаграмма 2 - Сравнительная динамика расходов
рекламодателей по месяцам, 1999, 2000 годы.
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламных
роликов приводятся в соответствии с прайс-листами телекомпаний
без учета скидок, надбавок
Диаграмма 3 - Сравнительная динамика количества
выходов реклам рекламодателей по месяцам, 1999, 2000 годы.
Основные рекламодатели в 2000 году.
Крупнейшими рекламодателями 2000 года являлись
PROCTER & GAMBLE, САХАРНЫЙ ЦЕНТР, UNILEVER. Большие объемы рекламы,
в основном, размещают интернациональные компании, производители
продукции народного потребления - продуктов питания, парфюмерии,
косметики, средств личной гигиены, аудио-, видео- и бытовой техники.
С недавнего времени в десятку крупнейших по бюджету рекламодателей
регулярно входят рекламодатели банковских услуг и авиаперевозок.
Компании PROCTER & GAMBLE и UNILEVER являются крупнейшими рекламодателями
в течение последних четырех лет. PROCTER & GAMBLE только однажды
уступил свое лидерство, в начале 2000 года, когда компания размещала
свою рекламу на “31 канале” и на региональных каналах. Рекламодатель
САХАРНЫЙ ЦЕНТР впервые вышел на второе место по затратам на рекламу,
опередив UNILEVER благодаря мощной рекламной компании брэнда TERRA
INCOGNITA.
Таблица 2 - Ведущие рекламодатели 2000 года
Рекламодатель
|
Бюджет ($US)
|
% От общ
|
Кол-во выходов
|
% от общ
|
Продолжит (мин)
|
% от общ
|
PROCTER & GAMBLE
|
3 849 409$
|
7,34%
|
7 336
|
2,87%
|
3 618
|
2,87%
|
САХАРНЫЙ ЦЕНТР
|
3 464 163$
|
6,61%
|
4 263
|
1,67%
|
3 730
|
2,96%
|
UNILEVER
|
2 826 396$
|
5,39%
|
4 689
|
1,83%
|
2 554
|
2,02%
|
LG ELECTRONICS
|
1 914 221$
|
3,65%
|
6 028
|
2,36%
|
2 907
|
2,30%
|
БАНК ТУРАНАЛЕМ
|
927 648$
|
1,77%
|
3 040
|
1,19%
|
1 204
|
0,95%
|
AIR KAZAKSTAN
|
850 873$
|
1,62%
|
4 996
|
1,95%
|
3 938
|
3,12%
|
COLGATE-PALMOLIVE
|
838 934$
|
1,60%
|
2 176
|
0,85%
|
844
|
0,67%
|
COCA-COLA ALMATY BOTTLERS
|
730 598$
|
1,39%
|
1 169
|
0,46%
|
553
|
0,44%
|
УРКЕР КОСМЕТИК
|
715 275$
|
1,36%
|
2 029
|
0,79%
|
594
|
0,47%
|
STIMOROL
|
672 303$
|
1,28%
|
1 344
|
0,53%
|
519
|
0,41%
|
Всего
|
16 789 820$
|
32,02%
|
37 070
|
14,50%
|
20 460
|
16,21%
|
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламных
роликов приводятся в соответствии с прайс-листами телекомпаний
без учета скидок, надбавок
На диаграмме 4 представлено распределение бюджетов
десяти крупнейших рекламодателей 2000 года по телекомпаниям.
Диаграмма 4 - распределение бюджетов крупнейших
рекламодателей по телекомпаниям
По прежнему крупные рекламодатели предпочитают размещать свои рекламные ролики на республиканских
телекомпаниях “ОРТ-Казахстан” и “Хабар”. На долю канала “ОРТ-Казахстан”
пришлось 50.3% от общего рекламного бюджета десяти крупнейших
рекламодателей. Популярность телепередач на этих каналах остается
высокой, а для достижения наибольших показателей эффективности
рекламных компаний это как раз то, что нужно. Поэтому рекламодатели,
у которых достаточно средств для оплаты сравнительно дорогой рекламы,
предпочитают размещать свою рекламу именно на этих телеканалах.
Более подробную информацию об объемах рекламы можно получить в
компании TNS Central Asia (тел.: 33-29-25, 50-12-91).
Емельянов Александр
TNS Central Asia
|