СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР РЕКЛАМНЫХ РЫНКОВ КАЗАХСТАНА И РОССИИ
1. Общие объемы рекламных рынков за 2001 год
По оценкам экспертов РАРА (Российской ассоциации Рекламных агентств) объем рекламного рынка России в 2001 году составил 1.73 млрд. долларов и вырос на 54% по сравнению с прошлым годом. В эту сумму включаются телевизионные бюджеты, расходы на рекламу в прессе, на радио, на наружную рекламу, директ-маркетинг, а также интернет, рекламу в кинотеатрах и производство рекламной продукции.
По данным компании TNS Central Asia в Казахстане объем рекламного рынка составил 128,6 млн долларов, что на 51% превышает показатель прошлого года. Однако сюда не включены, во-первых, региональные затраты, во-вторых интернет-реклама, реклама в кинотеатрах, директ-маркетинг, а также производство рекламной продукции, и, в-третьих, эта оценка сделана на основе официальных прайс-листов.
Для более полного анализа мы рассмотрим объемы рекламных рынков России и Казахстана в разрезе медианосителей.
2. Распределение бюджетов по рекламным носителям
Эксперты РАРА отметили, что объем рекламного рынка 2001 года практически достиг предкризисного уровня.
В России за прошедший год наблюдался очень большой рост телевизионной рекламы - до 78%. И теперь доля рекламы на ТВ составляет 37,5% и, видимо, будет ее дальнейшее увеличение, но не намного. В печатных изданиях картина несколько иная: за 2001 год реклама в прессе выросла на 38% и занимает практически равную с телевидением долю рынка с телевидением - 36,7%.
Большой прирост рекламных бюджетов наблюдается и в наружной рекламе. За 2001 год, по оценке Экспертного совета РАРА, рост денежных объемов, вложенных в наружную рекламу, составил 67%. Теперь наружной рекламе в России принадлежит 21,5% рекламного рынка.
В прошедшем году в России наблюдался существенный рост в сфере директ-маркетинга - на 57%, что практически полностью оправдало прогнозы российских экспертов.
В Казахстане две трети всех рекламных бюджетов занимает телевидение, что не характерно для России, где доля объемов телевизионной рекламы практически равна доле объемов рекламы в прессе и составляет около одной трети всех расходов на рекламу. Не совпадает у нас и соотношение радио и наружной рекламы, например, доля радио в России в два раза меньше, чем в Казахстане.
Итак, в Казахстане в 2001 году наблюдался большой прирост рекламных бюджетов на телевидении (53%), в прессе (17%) и в наружной рекламе (12,5%). По сравнению с 2001 годом в Казахстане сократилась доля прессы и наружной рекламы за счет увеличения доли телевидения и радио. Однако, если взять за аксиому, что в России, как, впрочем, и во всем мире, рекламные бюджеты на телевидении и в прессе практически равны, казахстанскую прессу ожидает в текущем году хороший рекламный рост.
Соотношение рекламных бюджетов по медианосителям в 2001 году (млн. $)
Медианоситель |
Казахстан (млн.$) |
Казахстан (доля, %) |
Россия (млн.$) |
Россия (доля, %) |
Телевидение |
81,3 |
63,2% |
480 |
37,5% |
Пресса |
27,4 |
21,3% |
470 |
36,7% |
Радио |
11,8 |
9,2% |
55 |
4,3% |
Наружная реклама |
8,1 |
6,3% |
275 |
21,5% |
ВСЕГО |
128,6 |
100% |
1280 |
100% |
Примечание. Объемы по России указаны по данным Экспертного совета при РАРА, по Казахстану - по данным компании TNS Central Asia, рассчитанным на основании прайс-листов, без учета скидок. В таблицу не включены данные по рекламе в регионах Казахстана.
3. Динамика роста и прогнозы
Рекламный бизнес в России в настоящее время находится в стадии роста, отметили в Российской независимой исследовательской компании RPRG (Russian Public Relations Group). При этом маркетинговые исследования показывают, что как отечественные, так и зарубежные компании на российском рынке будут увеличивать расходы на рекламу. Это дает основания предполагать, что через ближайшие три года расходы на рекламу могут возрасти до $3,5-4 млрд. В настоящее время по объемам рекламного рынка Россия занимает одно из последних мест в Европе. Для сравнения в Китае объем рекламного рынка составляет около $10 млрд.
Эксперты расходятся в своих прогнозах развития российского рынка рекламы на 2002 год: кто-то предсказывает рост всего рынка до $2 млрд, а кто-то прогнозирует увеличение рынка и до $2,7 млрд.
Ссылаясь на данные Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА), генеральный директор компании TNS Gallup AdFact Олег Волкош заявил, что на сегодня единственным растущим в Европе рынком является российский рекламный. Однако г-н Волкош считает, что в начале 2002 года тенденция роста несколько замедлится. Это связано как с общей экономической ситуацией в стране, так и с некоторыми особенностями развития рекламного рынка - зимой и летом уровень продаж на нем снижается.
4. Структура бюджетов по рекламодателям
По данным Российской независимой исследовательской компании RPRG (Russian Public Relations Group), крупнейший в России рекламодатель Procter&Gamble в прошлом году потратил $573 млн. против $429 млн годом раньше. На второе место выше рекламодатель Mars-Россия с бюджетом $397 млн. Третье место по рекламному бюджету заняла компания Nestle ($385 млн.). Надо отметить, что в этот бюджет включена "Россия" шоколадная фабрика".
Наиболее рекламируемые группы товаров в России безалкогольные напитки, продукты питания, кондитерские изделия, косметика и парфюмерия, средства личной гигиены. Причем по сравнению с 2000 годом рост рекламы в этих товарных группах составил 90-145%.
Все эксперты дружно сходятся в том, что в наступившем году доля российских компаний на рекламном рынке возрастет. Также как и год назад активную рекламную политику проводят крупные банки, фабрики, большие финансовые холдинги, а также компании из области связи, как сотовой, так и пейджинговой.
Итоги и прогнозы российского рынка рекламы
|
2001 г. Объем млн. USD |
Прирост к 2000 году, % |
Прогноз на 2002 год, % |
Телевидение |
480 |
78 |
18 |
Радио |
55 |
13** |
2 |
Пресса |
410 |
38 |
17,4 |
Наружная реклама |
275 |
67** |
10,2 |
Direct marketing |
110 |
57 |
4 |
Прочее, включая производство рекламной
продукции |
340 |
48 |
12,6 |
ВСЕГО |
1730 |
54 |
23 |
* - включая специализированные рекламные издания.
** - к уточненным показателям 2000 года.
Предполагается небольшой, по сравнению с 2001 годом, рост (18%) рекламных бюджетов как на телевидении, так и по другим рекламоносителям. Хороший рост рекламы ожидает прессу (до 17-18%), а также вырастет на 10-11% рынок наружной рекламы. Что касается радио и директ-маркетинга, здесь будет незначительный рост рекламных бюджетов - 2% и 4% соответственно.
По оценке Дмитрия Коробкова, президента рекламной группы АДВ, перспективы развития рынка будут зависеть в первую очередь от насыщения России товарами, потребление которых растет наиболее сильно. Сегодня это товары повседневного спроса и телекоммуникации. Но когда эти категории исчерпают потенциал роста, их рекламные затраты будут очень сильно сокращены.
По мнению Дмитрия Коробкова замедление роста наступит через три-четыре года, а оборот рекламного рынка в России в этом году составит около $2 млрд. Дальнейшему развитию рынка может помешать, во-первых, то, что период медиа-бизнеса в России еще не начался. На фоне 50% прироста спроса на рекламу в течение последних трех лет объем предложения рекламоносителей практически не изменился. Остались те же каналы, что и в 1996 г., немного вырос рынок прессы, больше стало наружной рекламы, но значительных изменений рекламных площадок не произошло. Вторая опасность состоит в несовершенстве механизма регулирования рекламной деятельности. Кроме того, к сожалению, в рекламном сообществе в лице рекламных агентств, рекламодателей и СМИ не существует пока объективного диалога и эффективного взаимодействия, направленного на совершенствование рекламного законодательства.
Итоги и прогнозы казахстанского рынка рекламы
|
2001 г. Объем млн. USD |
Прирост к 2000 году, % |
Прогноз на 2002 год, % |
Телевидение |
81,3 |
53% |
30-40% |
Радио |
11,8 |
- |
10-15% |
Пресса |
27,4 |
17% |
15-20% |
Наружная реклама |
8,1 |
12,5% |
10-18% |
ВСЕГО |
128,6 |
51% |
30 |
Примечание. Объемы указаны по данным компании TNS Central Asia, рассчитанным на основании прайс-листов без учета скидок. В таблицу не включены данные по рекламе в регионах Казахстана.
Для казахстанского рекламного рынка прогноз на 2002 год выглядит довольно оптимистично. Предположительно, в 2002 году объемы рекламы на телевидении продолжат расти, ожидаемый прирост рекламных бюджетов составит 30-40%. В Казахстане телевидение останется ведущим рекламоносителем, сохранив за собой долю более 50% от общих затрат рекламодателей. Рекламному рынку в прессе далеко до ТВ-объемов, в отличие от России, где пресса и телевидение имеют практически одинаковые объемы рекламы. Но, несмотря на то, что доля прессы на казахстанском рекламном рынке снизилась за счет увеличения долей телевидения и радио, предполагается рост рекламы в прессе на 15-20%. В отличие от России в Казахстане прогнозируется более существенное увеличение рынка радио-рекламы, примерно на 10-15%. Наружная реклама остается перспективным и активно развивающимся сектором рекламного рынка нашей республики, в 2002 году прогнозируется прирост рекламных объемов на 10-18% (прогноз по г.Алматы).
TNS Central Asia
При подготовке статьи использованы материалы с сайтов:
http://www.btl.ru/cgi-bin/press.cgi?nomber=236
http://www.sovetnik.ru/news/NewsRusPR_art.asp?idn=5570
http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=1860624
http://www.dni.ru/news/analitika/2002/1/8/4073.html
http://www.rprg.ru/
|