TNS Central Asia

Главная страницаКарта сайтаОбратная связьПоиск

Публикации
 

Новости
Новости

Публикации
Публикации


Проекты

Проекты
 
Медиа исследования

Мониторинг рекламы
и событий в СМИ


Маркетинговые исследования


Результаты исследований

Результаты исследований
 
Исследования средств массовой информации

Мониторинг рекламы (ADEX)

Исследование потребителей


Программное обеспечение

Программное обеспечение
 
Медиа исследования

Мониторинг и затраты на рекламу в СМИ

Маркетинговые исследования


Тренинг-центр

Глоссарий
 
TV Index. FAQ

InfoSys. Построение отчетов

Словарь Терминов

Полезные ссылки


Download

Download
 
Ежегодная клиентская конференция TNS

 


О компанииПартнёрыКлиентыКонтактыФорум

  Главная страница | Публикации
 

Публикации

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТАБАЧНЫХ РЫНКОВ
КАЗАХСТАНА И РОССИИ

Американские аборигены начали использование табака в повседневной жизни еще в I веке до нашей эры. Однако первое графическое изображение курильщика датировано 600-1000 г. нашей эры. На нем изображен индеец Майя, курящий свернутые листья табака перетянутые ниткой. Курение индейцы Майя называли сик'ар. Возможно, именно от этого странного слова и происходят современные названия табачных изделий: сигары, сигариллы, сигареты. Изначально табак использовался в религиозных и медицинских целях, даже считался панацеей от всех болезней. Но шли века, и сегодня на родственнике картошки и перца (а именно к этому семейству принадлежит табачный куст) выстроены настоящие табачные империи, которые к религии и медицине не имеют никакого отношения, а их товары присутствуют практически в каждой стране земного шара. В этой статье мы рассмотрим табачные рынки Казахстана и России, а также попытаемся определить перспективы этих рынков.


Общий обзор рынка

В настоящее время в России зарегистрировано около 100 табачных предприятий, включая фабрики с неполным производственным циклом. "На долю легальных производителей приходится более 95% отечественного рынка табака", - говорит директор по корпоративным отношениям компании British American Tobacco Владимир Аксенов. Он заметил, что, например в Англии доля подпольных производителей достигает 30%, в Польше- 15%.

Табачные компании в России поставили в прошлом году очередной рекорд, выдав почти 400 млрд штук сигарет. Эту цифру, обнародованную Министерством по налогам и сборам (МНС), сами табачники считают настоящей сенсацией - самые смелые прогнозы в прошлом году обещали объем производства 370 млрд сигарет.

Как заявил начальник отдела департамента налогообложения алкогольной и табачной продукции МНС Виталий Шевченко, в России в 2001 году, было произведено 398 млрд штук сигарет, то есть на 16% больше, чем в 2000-м. По оценке МНС, объем российского табачного рынка - 5-5,5 млрд долл. (в отпускных ценах производителей). Основным фактором увеличения объемов производства табачной промышленности являются крупные иностранные инвестиции в отрасль, которые за последние 10 лет составили более $2,5 млрд. Крупнейшие иностранные компании (British American Tobacco, Philip Morris и т.п.) открыли ряд производств на территории РФ, в том числе - "БАТ-Ява", "Ротманс-Нево" и т.п. Как следствие, произошло и снижение импорта табачных изделий. Если в 1999 году импорт составил 21 млрд. штук сигарет при общем потреблении около 290 млрд. сигарет и папирос в год, в 2000-м - уже 12 млрд., то в 2001году - не более 8 млрд.

Для простоты сравнения рассмотрим аналогичные показатели табачной индустрии в Казахстане за тот же период времени. Объём производства табачных изделий в Казахстане в 2001 году составил чуть более 20 млрд. штук, что на 6% больше показателей 2000 года, когда было произведено 19 млрд. штук сигарет. Мировые табачные лидеры, построившие фабрики в России (Philip Morris, JTI и Gallaher Ltd.), также владеют производственными мощностями и в Казахстане.

Импорт, как в Россию, так и в Казахстан в 2001 году не превысил 3% от всех потребляемых сигарет в этих странах.

Также, для сравнения уровня развития табачного бизнеса в России и Казахстане, рассмотрим такой индекс, как количество потребляемых в стране сигарет на душу населения, который рассчитывается на основе соотношения общего потребления сигарет и папирос и численности населения в стране. В результате подсчёта получилось, что в России на душу населения приходится 2011 штук сигарет в год, в то время как в Казахстане - 1385 штук.

Что касается экспорта сигарет Россией и Казахстаном, здесь ситуация складывается следующим образом.

Из всех произведенных в России сигарет было экспортировано меньше 1% - 3,2 млрд штук, оставшееся, по официальным данным, должно выкуриваться на родине. Однако, по данным, озвученным г-ном Шевченко, внутреннее потребление в прошлом году составило 300 млрд штук. На самом деле даже эту цифру можно считать смелой: в последний год большинство игроков табачного рынка сошлись во мнении, что россияне выкуривают в год 270-280 млрд сигарет. Правда, такое расхождение можно объяснить тем, что МНС, вероятно, включает в свою статистику и подростковое курение, а производители учитывают только взрослых курильщиков.

Казахстаном же в 2001 году было экспортировано около 5% произведенных сигарет - 897,6 млн штук на сумму $10,8 млн.


Потребление табачных изделий

В странах СНГ курили всегда. Причем в 80-х годах к курильщикам мужского пола окончательно присоединились и женщины. Но если на Западе в последнее десятилетие общество ведет открытую и эффективную борьбу с курильщиками, то в России и Казахстане фактически курит каждый третий.

В России, согласно исследованиям фонда "Общественное мнение", курят 62% мужчин и 13% женщин. Всего же в России курят 36% жителей. Опрос был проведен среди городского и сельского населения. Кроме того, каждый пятый мужчина (19%) курил раньше; среди женщин таких "бывших курильщиц" - 7%. Среди респондентов старше 50 лет курильщиков в два раза меньше, чем в более молодых возрастных группах (среди людей моложе 35 лет курят 47%, среди 36-50-летних - 43%, среди респондентов старше 50 лет - 21%). Большинство курильщиков (54%) выкуривают в день от 10 до 20 штук сигарет (папирос, самокруток), 27% - менее 10. Более пачки в день выкуривают 14% участников опроса. Более половины курильщиков утверждают, что чувствуют, как курение ухудшает их здоровье (55%), и каждый второй говорит, что хочет бросить курить (51%).

В Казахстане ситуация несколько иная. Во-первых, в нашей республике общий процент курильщиков ниже, чем в России. Во-вторых, женщины в Казахстане курят больше, чем в России. И, в-третьих, в РК среди курильщиков количество выкуриваемых в день сигарет ниже, чем по России.

Так, по данным последнего исследования MMI, проведенного в ноябре 2001 года компанией TNS Central Asia, у нас мужчины курят меньше - 54,3%, а женщины, наоборот, больше - 16,1%. Всего же в Казахстане курят 33,4% населения. В отличие от России, в Казахстане больше всего курильщиков в возрасте 36-50 лет. Среди людей моложе 35 лет курят 36,2%, а среди респондентов старше 50 лет - 27,3%. Отличаемся мы и по количеству выкуриваемых сигарет. Так, например, в Казахстане большинство курильщиков (48,9%) выкуривают в день до 10 сигарет, около трети (33,9%) потребителей выкуривают в день от 10 до 20 сигарет. И только 6,7% казахстанских курильщиков выкуривают в день больше одной пачки сигарет.

В мире все более ужесточают ограничения по уровню содержания вредных веществ в курительных изделиях. Совсем недавно Европарламент и Совет министров ЕЭС договорились о вступлении 30 сентября 2002 года в силу документа, согласно которому максимально допустимое содержание смол будет ограничено 10 мг, а никотина - 1 мг на сигарету.

По результатам систематических исследований ВНИИТМТИ табачных изделий, выпускаемых фабриками в России независимо от национальной принадлежности собственника, с 1994 по 2001 год средние параметры сигареты с фильтром в России претерпели следующую эволюцию:

  • содержание смолы уменьшилось с 23 до 12 мг;
  • содержание никотина уменьшилось с 1,5 до 0,8 мг;
  • количество затяжек на 1 сигарету уменьшился с 14 до 8;
  • вес сигареты уменьшился с 1,05 г до 0,94 г;
  • судя по смоле и никотину, качество возросло почти в 2 раза.

Как ни удивительно, но овальные сигареты демонстрируют почти такой же качественный скачок:

  • смола уменьшилась с 26 до 17 мг на сигарету;
  • никотин - с 1,5 до 1,1 мг на сигарету;
  • затяжек теперь нужно 9 вместо прежних 13, чтобы сигарета кончилась;
  • похудели "примаобразные" на те же 10% - с 0,96 до 0,87 г.

Другими словами, средние по отрасли цифры уже сейчас соответствуют требованиям нового ГОСТа, действующего с начала 2003г. (исключение - 1 "лишний" мг смолы у сигарет без фильтра).

Россия и Казахстан могут безболезненно последовать за европейцами. Согласно опросам, в последние пять лет все большее число российских и казахстанских курильщиков со стажем переходят от папирос и сигарет без фильтра на высококачественные сигареты с фильтром, предпочитая в основном их облегченные варианты с пониженным содержанием смолы и никотина.


Перспективы развития

Во многом благодаря тому, что в России сохраняется спрос на табачную продукцию, будет и предложение. По всей видимости, еще долгое время табачный бизнес в России будет перспективной отраслью. Именно поэтому на российский табачный рынок стремятся все новые иностранные компании, пытающиеся завоевать свою нишу и реализовывать производимую продукцию в больших объемах. Между производителями табачной продукции разгорается нешуточная борьба за "место под солнцем", что, вероятно, приведет к буму в этой отрасли промышленности.

Однако, несмотря на положительную динамику развития табачного рынка в России в 2002 году следует ожидать спада производства. Российский рынок уже столкнулся с проблемой перепроизводства. Пока она решается за счет экспорта российских сигарет в страны СНГ, в основном на Украину. Наращивание в этой ситуации производственных мощностей нецелесообразно по той причине, что российский экспорт ограничен государствами СНГ - экспорт же в страны Европы или США невозможен из-за слишком высоких ввозных пошлин.

К 2010 году емкость российского рынка табачных изделий может сократиться до 260- 270 млрд. штук в год, сообщил директор информационно-аналитической службы ассоциации табачных дистрибьюторов "Грандтабак" Виктор Стефашин на пресс-конференции в Москве. По прогнозам ассоциации, стоимостная емкость рынка табачных изделий к 2010 году возрастет с $5 млрд. до $6- 8 млрд. в год.

В Казахстане тенденция развития такова, что компании, владеющие фабриками в республике, будут стремиться к наибольшему насыщению казахстанского рынка своей продукцией. Заметим, что среди средне - аиатских стран СНГ, Казахстан славится самыми высокими показателями продаж табачной продукции. Наращивание производства будет возможно благодаря запуску производственных линий более дорогих марок сигарет, которые ранее импортировались в Казахстан из других стран. Также нужно учесть, что часть произведенных в Казахстане сигарет экспортируется в соседние республики - в первую очередь, Узбекистан, Киргизстан и страны Закавказья.

Но жесткая конкурентная гонка среди экспортёров из России и Казахстана за "сигаретную" территорию соседних стран возникнет только 1) между мировыми компаниями, и 2) между мелкими производителями (которые в основном производят дешевые сигареты низкого класса и сигареты без фильтра) с мировыми компаниями в этом ценовом сегменте.

Процессы, происходящие на российском и казахстанском табачных рынках, показывают, что после стабилизации экономической ситуации в наших странах многие иностранные и отечественные компании продолжают наращивать производство табачной продукции, занимая собственную нишу, пытаясь в ходе конкуренции ее увеличить. Не исключено, что жесткая конкуренция в табачной промышленности приведет к существенному улучшению качества табачных изделий, что немаловажно для здоровья потребителей. И все же хотелось бы надеяться, что с каждым годом все больше и россиян, и казахстанцев будет отказываться от пагубной привычки, несмотря на растущее многообразие табачных изделий на прилавках наших магазинов. Не стоит забывать - "Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья".


Елена Юдина
TNS Central Asia
Наиля Байбекова
BRIF Market Intelligence

При подготовке статьи использованы данные компании TNS Central Asia, результаты исследования "Tobacco Industry Report" компании BRIF Market Intelligence, а также материалы с сайтов:
http://www.marketsurveys.ru/s01002897.html
http://politeconomy.ng.ru/consumer/2000-03-07/6_prospectorus.html
http://www.tabak.ru/news/news0067.shtml
http://business.mail.ru/content/1101/index.html?39139&src_id=1
http://www.compromat.ru/main/top50/pischa01.htm
http://www.astigroup.ru/30_10_01.shtml



Телефон +7 (727) 347-05-03, 347-00-46
Казахстан, 050059, Алматы
ул. Аль-Фараби 17\1,
БЦ Нурлы Тау, блок 5б, 9 этаж
О компании | Партнёры | Клиенты | Контакты | Форум

Конфиденциальность
| Правовые аспекты | Карта сайта

© 2024 TNS Central Asia. All rights reserved. Designed by Aranea