ПОТРЕБЛЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МАСЛА, 2000-2001ГГ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
На сегодняшний день растительное масло наиболее популярное и доступное из всех видов жиров и масел в рационе питания. Растительные масла обладают многими полезными свойствами, которые делают их потребление более предпочтительным, чем животные жиры. Подсолнечное масло - один из лучших видов растительного жира. Им заправляют салаты, на нем готовят соусы и подливки, обжаривают рыбу, овощи, его применяют при выпечке.
В данной статье представлен сравнительный анализ результатов ежегодных исследований MMI (стиль жизни и потребление), проведенных компанией TNS Central Asia (Казахстан, 2000-2001гг., сентябрь).
В 2001 году в сравнении с 2000 годом доля потребителей растительного масла среди всего населения практически не изменилась и составила 99,4% и 99% соответственно.
Наиболее популярным типом растительного масла среди потребителей является подсолнечное масло. В 2001 году 96,5% потребителей растительных масел использовали масло подсолнуха в своем рационе питания, в 2000 году этот показатель составил 96,7%.
Потребление оливкового масла в 2001 году, незначительно снизив долю потребляющих до 11,7%, оказалось на третьем месте (13,2% - 2000г.), уступив при этом показателю потребления кукурузного масла, который фактически не изменился, 2000г. - 12%, 2001г. - 11,8% респондентов (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Потребление типов растительного масла
Вид масла |
Доля потребляющих, % |
2000 |
2001 |
Подсолнечное |
96,7 |
96,5 |
Оливковое |
13,2 |
11,7 |
Кукурузное |
12,0 |
11,8 |
Результаты MMI показывают, что среди потребляющих растительные масла увеличилась доля потребителей рафинированного масла с 55,4% в 2000 году до 61,4% в 2001-ом.
Сложившаяся за два года картина предпочтений растительного масла по стране-изготовителю показывает, что доля потребителей отечественного масла остается подавляющей. Очень мало потребляется дорогого импортного оливкового и кукурузного масла при одновременном появлении более дешевого и качественного подсолнечного масла отечественного и российского производства.
Таблица 2. Предпочтение по стране происхождения
Вид масла |
Доля потребляющих, % |
2000 |
2001 |
Отечественное |
73,8 |
75,0 |
Импортное |
26,2 |
25,0 |
Если рассматривать потребление растительного масла по его частоте, то, как показывают результаты исследований, доля потребляющих растительное масло каждый день практически не изменилась: в 2000 году показатель составил 60,8%, а в 2001-м - 62,2% от общего числа потребителей растительного масла. Доля тех, кто потребляет растительные масла 2-6 раз в неделю, составила за два прошедших года 31,8% и 29,2% соответственно. В 2001 году 1 раз в неделю этот продукт в свой рацион питания включали 5,8% потребителей, в позапрошлом году такую частоту потребления масла отметили 4,7% респондентов.
Далее представлены марки растительного масла по знанию и потреблению среди потребителей растительного масла (см. Диаграммы 1 и 2).
Диаграмма 1. Марки-лидеры растительного масла по знанию
Диаграмма 2. Марки-лидеры растительного масла по потреблению
Данные исследования MMI'2001 свидетельствуют о том, что бренд ОЛЕЙНА сохранил лидирующую позицию в списке и по знанию, и по потреблению, несмотря на то, что доля потребителей уменьшилась на 6% по сравнению с 2000 годом. В то же время, и другие не местные марки растительного масла, такие как ONA и IDEAL, также несколько снизили свои показатели, уступив в 2001 году более почетные места в списке маркам казахстанского производства. Итак, марка ШЕДЕВР увеличила долю по знанию среди потребителей до 47.6% по сравнению с 24.3% опрошенных в 2000 году. То же самое можно отметить и относительно потребления этой марки. Среди общего числа потребителей растительного масла 37% респондентов отметили то, что потребляли именно ШЕДЕВР за последние шесть месяцев, что позволило этому брэнду переместиться с 5-го места (16.8%- в 2000 году) на второе.
*Объем выборки составил 2362 респондента, в каждом городе пропорционально населению. Использовалась случайная репрезентативная выборка. Опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и больше, в возрасте от 15 лет и старше.
За дополнительной информацией обращайтесь в компанию TNS Central Asia, тел.: 506580, e-mail: info@gallup.kz
Саида Абдукаева
TNS Central Asia
|