ОБЪЕМЫ КАЗАХСТАНСКОГО РЫНКА ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЫ В 2002 ГОДУ.
В 2002 году наблюдался значительный рост рекламных затрат по всем СМИ. По данным TNS Central Asia объем рекламного рынка (ТВ, пресса, радио и наружная реклама) составил 174,2 млн. USD. Наибольшая доля затрат традиционно приходится на телевизионную рекламу (69% от общего бюджета), на втором месте пресса, затем радио и с небольшим отрывом от него наружная реклама (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1. Распределение рекламного бюджета по медианосителям, 2002г.
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламы по всем медианосителям приводятся в соответствии с прайс-листами без учета скидок и надбавок.
По данным компании TNS Central Asia расходы на размещение рекламных роликов на телевидении, рассчитанные по прайс-листам телекомпаний без учета скидок и надбавок составили 120,4 млн. USD. Объем телевизионных рекламных бюджетов по сравнению с 2001 годом вырос на 39,1 млн. USD, а по сравнению с предкризисным 1998 годом - более чем на 20 млн. USD.
Диаграмма 2. Динамика изменений рекламных бюджетов по месяцам, 2002г.
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламных роликов приводятся в соответствии с прайс-листами телекомпаний без учета скидок и надбавок.
В течение всего 2002 года на телевидении наблюдался постоянный рост рекламных бюджетов. В декабре по сравнению с январем расходы рекламодателей на размещение рекламных роликов увеличились почти в 3 раза и составили 15,9 млн. USD (см. диаграмму 2).
Диаграмма 3. Динамика изменений количества выходов рекламных роликов по месяцам, 2002г.
ПРИМЕЧАНИЕ: При расчете количества выходов рекламы учитываются только рекламные ролики.
Объемы рекламы в разрезе телекомпаний
В таблице 1 представлено распределение объемов рекламы по телекомпаниям.
Таблица 1. Объемы рекламы на телеканалах
№ |
Название телекомпании |
Бюджет ($USD) |
Кол-во выходов |
Продолжит. (мин.) |
1 |
ОРТ-КАЗАХСТАН/ПЕРВЫЙ КАНАЛ ЕВРАЗИЯ |
$60 929 557 |
29 531 |
11 194 |
2 |
КТК |
$18 306 520 |
42 563 |
15 436 |
3 |
31 КАНАЛ |
$15 048 167 |
88 572 |
41 910 |
4 |
РАХАТ |
$9 028 712 |
32 101 |
19 548 |
5 |
ХАБАР |
$6 096 362 |
6 770 |
3 589 |
6 |
НТК |
$4 737 933 |
14 954 |
5 957 |
7 |
КАЗАХСТАН |
$2 219 175 |
6 427 |
2 949 |
8 |
ЕЛ АРНА/ХАБАР 2 |
$658 853 |
1 566 |
992 |
9 |
ДРУГИЕ КАНАЛЫ |
$3 330 616 |
41 610 |
21 456 |
ИТОГО: |
$120 355 895 |
264 094 |
123 032 |
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламных роликов приводятся в соответствии с прайс-листами телекомпаний без учета скидок и надбавок. При расчете количества выходов и продолжительности рекламы учитываются только рекламные ролики. Категория "ДРУГИЕ КАНАЛЫ" включает в себя телеканалы ТАН, Шахар/STV, ЮСА.
Первая по рекламному бюджету тройка телеканалов: ОРТ-КАЗАХСТАН / Первый канал Евразия, КТК и 31 канал.
Телекомпания ОРТ-КАЗАЗАХСТАН / Первый канал Евразия - лидер по объему затрат на размещение рекламных роликов в своем эфире. В 2002 году рекламный бюджет этого телеканала составил 60,9 млн. USD. - 51% от общего бюджета.
Лидер по количеству выходов рекламы - 31 канал. В эфир этого телеканала было выпущено 88,6 тыс. рекламных роликов, что составляет 33,6% от их общего количества за 2002 год.
Ведущие рекламодатели в 2002 году
Расходы на рекламу десяти крупнейших по бюджету рекламодателей в 2002 году составили - 49,2 млн. USD - 40,8% от общего бюджета. Крупнейшими рекламодателями 2002 года являются PROCTER&GAMBLE, UNILEVER и УРКЕР КОСМЕТИК (см. таблицу 2).
Таблица 2. Ведущие рекламодатели 2002 года
№ |
Рекламодатель |
Кол-во выходов |
Бюджет ($USD) |
1 |
PROCTER & GAMBLE |
17 754 |
$20 842 759 |
2 |
UNILEVER |
4 947 |
$5 315 464 |
3 |
УРКЕР КОСМЕТИК |
2 411 |
$4 166 288 |
4 |
COLGATE-PALMOLIVE |
3 841 |
$3 961 899 |
5 |
LG ELECTRONICS |
4 390 |
$3 201 574 |
6 |
MARS |
1 259 |
$2 715 449 |
7 |
NESTLE |
2 239 |
$2 502 650 |
8 |
GALLAHER KAZAKSTAN LLC |
2 129 |
$2 456 034 |
9 |
COCA-COLA |
1 086 |
$2 235 499 |
10 |
КАЗКОММЕРЦБАНК |
3 683 |
$1 825 993 |
ИТОГО: |
43 739 |
$49 223 609 |
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламных роликов приводятся в соответствии с прайс-листами телекомпаний без учета скидок и надбавок. При расчете количества выходов рекламы учитываются только рекламные ролики, не учтена реклама не коммерческих рекламодателей.
Для телевидения характерно то, что лидирующие позиции по затратам на рекламу занимают, как правило, крупные иностранные рекламодатели. И итоги 2002г. подтвердили это еще раз. Присутствие среди крупнейших по бюджету международных рекламодателей казахстанских производителей очень радует. УРКЕР КОСМЕТИК по рекламным затратам составил конкуренцию таким крупным иностранным производителям товаров народного потребления как PROCTER & GAMBLE, UNILEVER и COLGATE-PALMOLIVE. Успехи КАЗКОММЕРЦБАНКа также впечатляют - по рекламным затратам на телевидении он занимает 10 позицию в десятке ведущих по рекламному бюджету рекламодателей.
Присутствие казахстанских производителей в TOP 10 крупнейших по рекламному бюджету рекламодателей, конечно же, не ограничивается только двумя компаниями, и казахстанцам есть к чему стремиться. Так, например, в Китае из десяти ведущих по рекламным затратам рекламодателей девять - местные производители товаров и услуг.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@gallup.kz).
Татьяна Гребенюк По данным компании TNS Central Asia
|