ИЗМЕНЕНИЯ И ОБЪЕМЫ КАЗАХСТАНСКОГО РЫНКА ПЕЧАТНОЙ РЕКЛАМЫ В 2002 ГОДУ
Общие объемы рекламы в прессе
В 2002 году наблюдался стабильный рост всех показателей на рекламном рынке в прессе. Надо отметить, что в 2001 году прогнозировался рост рекламных затрат в прессе в 2002 году в пределах 15-20%. Этот прогноз оправдался. Так, по сравнению с 2001 годом рекламные бюджеты выросли на 4 118 тыс USD или на 15% (см. Диаграмму 1). Количество выходов рекламы в 2002 году выросло на 33,7% и составило 235 681 выход. Что касается динамики изменений объемов рекламных площадей, здесь также наблюдался значительный рост на 28,3%. В итоге в 2002 году под рекламу в прессе было занято 10 317 тыс. квадратных сантиметров.
Примечание. При расчете бюджетов использованы официальные расценки издательских домов без учета скидок.
Резкий подъем уровня расходов на рекламу в прессе наблюдался, как обычно, в начале года: с января по май затраты на рекламу выросли на 55% (см. Диаграмму 2). Затем, в течение всего года уровень рекламных расходов из месяца в месяц оставался практически неизменным (за исключением сезонных спадов).
Примечание. При расчете бюджетов использованы официальные расценки издательских домов без учета скидок.
Объемы рекламы в разрезе типов изданий
Рассматривая рекламный бюджет прессы, необходимо напомнить, что в зависимости от типа, периодичности и тематики изданий, все они подразделяются на ежедневные, еженедельные и рекламные.
Анализ структуры рекламы в изданиях разных типов дает представление о том, как развивается рекламный рынок прессы в целом и его отдельные составляющие в частности (см. Диаграмма 3).
По сравнению с 2001 годом сократилась доля рекламных бюджетов еженедельников - на 2%. Именно на столько увеличилась доля рекламных изданий и составила уже 46%. Доля ежедневников сохранилась прежней и составила 41%. Эта цифра остается неизменной уже на протяжении двух лет. Похоже, в Казахстане ежедневные издания достаточно прочно стоят на своих позициях, имеют постоянный круг читателей и рекламодателей.
Среди ежедневных изданий по-прежнему лидируют "Казахстанская правда" и "Егемен Казахстан". Они собирают более 75% рекламного бюджета своего сектора (см. Диаграмму 4а). В 2001 году эта цифра была значительно ниже и составляла 60%.
Примечание. При расчете бюджетов использованы официальные расценки издательских домов без учета скидок.
У еженедельных изданий устойчиво лидируют "Караван" и "Время" (см. Диаграмму 4б). Эти издания имеют и хорошую популярность, и довольно высокие рекламные бюджеты - "Караван" и "Время" имеют 61% рекламного бюджета своего сектора. По сравнению с 2001 годом этот показатель, как и в секторе ежедневных изданий, вырос, но незначительно - всего на 4%.
Примечание. При расчете бюджетов использованы официальные расценки издательских домов без учета скидок.
Примечание 2. В категорию "ПРОЧИЕ" входят издания: "Начнем с понедельника", "Новости недели", "Республика", "Я покупатель и собственник", "Труд-7", "Бiз - Мы".
У рекламных изданий наблюдаются самые высокие бюджеты. Лидерами этого сектора изданий являются "Плюс" и "Рек-тайм" - на их долю приходится более 52% всего рекламного бюджета данного сектора. По сравнению с прошлым годом этот показатель уменьшился на 3%.
Примечание. При расчете бюджетов использованы официальные расценки издательских домов без учета скидок.
Из диаграмм 4а-4в можно сделать вывод, что происходит перераспределение рекламных бюджетов как внутри каждого отдельно взятого сектора, так и между ними.
Ведущие рекламодатели
В 2002 году первой сотней рекламодателей было затрачено на рекламу в прессе более 10 млн долларов, что составило 32% от общего бюджета всех рекламодателей на рекламу. По сравнению с 2001 годом этот показатель упал на 2%. Возможно, это говорит о том, что на рекламном рынке прессы более активно начинают вести себя средние и мелкие рекламодатели.
Таблица 1. Десятка крупнейших по бюджету рекламодателей
№ |
Рекламодатель |
Бюджет, USD |
Количество выходов |
Площадь объявлений, кв. см |
1 |
BSB ФРАНЦУЗСКИЙ ДОМ |
444 763$ |
70 |
110 578,10 |
2 |
КАЗКОММЕРЦБАНК |
380 721$ |
337 |
92 673,92 |
3 |
PHILIP MORRIS KAZAKHSTAN |
308 429$ |
153 |
113 739,92 |
4 |
АЛМАТИНСКИЙ ТОРГОВО-ФИНАНСОВЫЙ БАНК |
282 848$ |
217 |
68 410,16 |
5 |
КАЗАКТЕЛЕКОМ |
270 634$ |
475 |
92 134,32 |
6 |
РЕИЗ |
267 925$ |
92 |
108 975,76 |
7 |
PROCTER & GAMBLE |
249 914$ |
172 |
71 761,60 |
8 |
ТРАНСАЭРО |
242 764$ |
211 |
11 035,76 |
9 |
БАНК ЦЕНТРКРЕДИТ |
207 352$ |
204 |
64 715,36 |
10 |
АЛИНА ЛТД |
170 819$ |
459 |
53 007,84 |
Примечание. При расчете бюджетов использованы официальные расценки издательских домов без учета скидок.
Первая десятка рекламодателей обновилась мало, чем изменилась (см. Таблицу 1). В первую тройку входят BSB - ФРАНЦУЗСКИЙ ДОМ (2 место в 2001 году), КАЗКОММЕРЦБАНК (1 место в 2001 году), и PHILIP MORRIS KAZAKHSTAN (по-прежнему, 3 место).
Общий бюджет по четырем медианосителям
Общий рекламный бюджет по четырем типам медианосителей за 2002 год составил 174,2 млн. USD. Для сравнения: в 2001 году этот показатель равнялся 128,6 млн. USD. Таким образом, общий рост рекламных бюджетов на телевидении, радио, в прессе и наружной рекламе составил около 35%.
Наибольшая доля затрат рекламодателей традиционно приходится на телевизионную рекламу - 69% (63,2% в 2001 году), на втором месте по затратам следует пресса - 18% (21,3% в 2001 году), затем радио и "наружка".
Хотя по сравнению с 2001 годом и произошел спад доли рекламного бюджета прессы, тем не менее, пресса является очень перспективным рекламоносителем.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@gallup.kz).
Елена Юдина По данным компании TNS Central Asia
|