ПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОХЛАДИТЕЛЬНЫХ НАПИТКОВ В КАЗАХСТАНЕ
В жаркое время года сложно найти человека, который отказался бы утолить жажду освежающим и леденящим прохладительным напитком. Сегодня рынок Казахстана представлен широким ассортиментом прохладительных напитков, так что даже самый привередливый потребитель найдет то, что ему по душе.
В сентябре 2002 года компания TNS Central Asia провела очередное исследование Media Marketing Index*. Согласно данным MMI, доля потребителей прохладительных напитков среди населения Казахстана составляет 76,8%. Причем, больше всех потребляют данный продукт люди в возрасте 15-44 лет, работающие и имеющее высокий уровень дохода, высшее и среднее образование. Среди неработающего населения любителями прохладительных напитков являются студенты - 97% и домохозяйки - 87,8%. Наибольшее количество потребителей прохладительных напитков проживает в городах Шымкент - 83%, Караганда - 82% и Алматы - 79%.
Относительно объема и вида упаковки предпочтения распределились следующим образом: около 30% потребителей покупают напитки несколько раз в неделю. Причем, наибольшее предпочтение отдается напиткам, упакованным в 1,5 литровые пластмассовые бутылки - их приобретают 47% потребителей. Треть любителей прохладительных напитков (33%) покупает их в литровой упаковке. Почти не пользуется спросом продукция в жестяных банках объемом 0,33 литра - только 3% населения нравится такой объем упаковки. Набольшее предпочтение потребители отдают напиткам со вкусом апельсина (51%), колы (41%), лимона и абрикоса (33% и 35% соответственно).
Социально-демографический портрет потребителей прохладительных напитков
При выборе марки прохладительных напитков большинство покупателей, а именно 69%, прежде всего, обращают внимание на качество, а не на цену покупаемого товара.
Наиболее известными марками прохладительных напитков на сегодняшний день являются Coca-Cola и Fanta - эти марки знают 79% и 78% потребителей соответственно, третьим по знанию следует напиток Буратино (75%), далее - Sprite (71%) и Дюшес 70%.
По уровню потребления лидерами являются Coca-Cola и Fanta - их предпочитают 66% и 62% потребителей соответственно. Sprite выходит на третье место (58%), за ними следуют напитки казахстанских производителей Буратино и Дюшес (56% и 49,7% соответственно).
С течением времени целевая аудитория различных товаров и услуг может меняться. Компания TNS Central Asia проводит ежегодно специализированные исследования потребителей, что позволяет, сопоставив данные в динамике по годам, выявить изменения в их настроении и привычках. В качестве примера рассмотрим изменения целевой аудитории прохладительных напитков марки Fruit Ai, которые произошли в 2001-2002гг.
Целевая аудитория напитка Fruit Ai (2001 год)
В 2002 году среди потребителей напитков данной марки произошли заметные поло-возростные изменения: увеличилось количество женщин как потребителей, а также выросла доля потребителей в возрасте 15-24 лет. По сравнению с 2001 годом, в 2002 году в целевой аудитории напитков Fruit Ai выросло количество потребителей со средним образованием, однако, их количество заметно упало среди потребителей с начальным и высшим образованием.
В 2002 году потребителями Fruit Ai стали специалисты и служащие - в 2001 году эти группы не жаловали данный напиток. Немного снизилось потребление в группе руководителей. Из неработающих групп населения выросло количество студентов как потребителей данного напитка. Однако, произошло сильное снижение потребления в группе безработных, а также домохозяек и молодых мам.
Целевая аудитория напитка Fruit Ai (2002 год)
Говорить о насыщении казахстанского рынка прохладительных напитков еще рано. У нас появится еще не один производитель прохладительных напитков и не один новый брэнд. Поведение и привычки потребителей будут меняться, также будут меняться их предпочтения, а вместе с этим будут меняться и целевые аудитории каждого брэнда.
* Объем выборки составил 2295 респондента, в каждом городе пропорционально населению. Использовалась случайная репрезентативная выборка. Опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и больше, в возрасте от 15 лет и старше.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@gallup.kz).
Матасова Анна TNS Central Asia
|