ОБЗОР АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА КАЗАХСТАНА
В эпоху расцвета автомобильного производства любой автомобиль являлся предметом роскоши, а их владельцы считались счастливчиками и баловнями судьбы, со временем к автомобилям стали относиться не только как к атрибуту богатства, но и просто как к выгодному средству передвижения. Среди автолюбителей прочно закрепился такой афоризм как - "автомобиль - лучший "четвероногий друг". Однако те, кто по настоящему любят автомобили, не отказались от создания марок, которые сами по себе представляют роскошь. Выйдя на улицу и глянув на дороги, мы сразу же поймем: человек действительно научился экономить время, но в то же время не отказался от комфорта. Разнообразие расцветок и марок автомобилей на наших дорогах может сказать нам только одно - жизнь без автомобиля невозможна, особенно сейчас, когда каждая секунда дорога.
Поговорим теперь о казахстанских автовладельцах. Результаты последнего опроса, проведенного компанией TNS Central Asia в одиннадцати крупнейших городах Казахстана в рамках исследования MMI* сентябрь'2002, показали, что в республике только 25,4% жителей имеют автомобили. Большинство из автовладельцев являются основными водителями автомобиля - 44,6%, и 37,4% отметили, что автомобилем пользуется не только сам автовладелец, но и другие члены семьи.
Наиболее распространенной маркой среди владельцев автомобилей в Казахстане являются автомобили Волжского автомобильного завода (см. Таблицу 1).
Таблица 1 - Используемые марки автомобилей
Марка |
% |
ВАЗ 2104 - 2107 |
19,6 |
ВАЗ 2101 - 2103 |
10,2 |
Audi |
7,7 |
ВАЗ 2109, 21099 |
6,8 |
Москвич |
6,5 |
Mazda |
4,7 |
Волга |
4,2 |
Как выяснилось в ходе исследования, большинство автомобилей приобретаемых населением, являются поддержанными -77,5%: год выпуска большинства из них колеблется с 1982 года по 1995 год.
Таблица 2 - Год выпуска
Год выпуска |
% |
1987-1991 |
21,7 |
1992-1995 |
20,7 |
1982-1986 |
18,3 |
1977-1981 |
8,1 |
1996 |
6,4 |
Другое |
24,8 |
Условно разделим автовладельцев Казахстана на две группы - владельцы марок автомобилей, выпускаемых в СНГ и владельцы зарубежных марок - и рассмотрим, кто же является ими (см. Диаграмму 1). Владельцы автомобилей, произведенных на территории бывшего СССР, чаще всего встречаются среди жителей северного и южного регионов, а также среди автовладельцев с высшим уровнем образования. Владельцев автомобилей зарубежного производства чаще всего можно встретить среди населения в возрасте от 45 до 54 лет и среди жителей северного региона республики.
Диаграмма 1 - Социально-демографический профиль владельцев автомобилей
В ближайшие полгода планируют приобрести автомобиль 6,9% казахстанцев. Из них рассчитывают на приобретение нового автомобиля 29,7% и 70,3% планируют приобрести подержаный автомобиль. Большинство из тех, кто хочет купить автомобиль, отдают предпочтение автомобилям зарубежных марок - 53,7% и 46,3% рассчитывают на приобретение автомобиля, произведенного на территории бывшего Советского Союза.
* Объем выборки составил 2295 респондента, в каждом городе пропорционально населению. Использовалась случайная репрезентативная выборка. Опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и больше, в возрасте от 15 лет и старше.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS\Gallup Media Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@gallup.kz).
Серажиева Сания
TNS Central Asia
|