Реклама банков в Казахстане
Общее количество рекламы банков в средствах массовой информации в 2003 году по сравнению с прошлым годом изменилось следующим образом: за период с января по сентябрь на рекламу именно банков было затрачено 8,2 млн. USD, что составляет 17,6% от общих затрат на рекламу по всем медианосителям. По сравнению с аналогичным периодом 2002 года произошел рост затрат на рекламу банков на 50,7%.
Распределение банковской рекламы по медианосителям выглядит следующим образом (см. Диаграмму 1):
- Телевидение - 5,2 млн. USD или 64% от общих затрат на банковскую рекламу.
- Пресса - 1,3 млн. USD или 16% от общих затрат на банковскую рекламу.
- Наружная реклама - 1,1 млн. USD или 14% от общих затрат на банковскую рекламу.
- Радио - 0,5 млн. USD или 6% от общих затрат на банковскую рекламу.
Диаграмма 1 - Распределение затрат на рекламу банков по медианосителям, январь - сентябрь 2003г.
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламы по всем медианосителям приводятся в соответствии с прайс-листами без учета скидок и надбавок.
В период январь - сентябрь 2003г. в средствах массовой информации прошло 20,3 тысячи рекламных сообщений банков. Лидером в этой позиции также является телевидение - в его эфире мы могли видеть 9,6 тысяч рекламных роликов общей продолжительностью 59,3 часа. Второе место по выходу рекламных сообщений банков принадлежит радио: за анализируемый период в радио эфире прозвучало 7,8 тысяч роликов общей продолжительностью 52,5 часа. На третьем месте располагается наружная реклама с общим количеством рекламных конструкций 1,5 тысячи общей площадью 26,9 тысяч квадратных метров. И на последнем, четвертом месте, находится пресса: в ней в период январь - сентябрь 2003г. вышло 1,4 тысячи рекламных объявлений банков общей площадью 364 тысячи квадратных сантиметров.
Диаграмма 2 - Динамика изменений количества выходов рекламных сообщений банков по медианосителям, январь - сентябрь 2002, 2003гг.
ПРИМЕЧАНИЕ: При расчете количества выходов рекламы учитываются только рекламные ТВ и радио ролики. Все объемы радио рекламы рассчитаны на основе обработки радиоэфира за 3-4 дня в неделю с дальнейшим экстраполированием данных на оставшиеся дни. При проведении мониторинга наружной рекламы учитывались все рекламные конструкции, начиная с сити-формата размером 1.2х1.8.
Изменилась и рекламная активность некоторых банков. Например, банк ТуранАлем в 2002 году был на 5 позиции, в текущем году он по бюджету, затраченному на рекламу, поднялся на 3 позицию. Заметно активизировали свою рекламную деятельность Альянс Банк (12 позиция в 2002г. - 5 позиция в 2003г.), Валют-Транзит Банк (8 позиция в 2002г. - 6 позиция в 2003г.), Банк Каспийский (10 позиция в 2002г. - 8 позиция в 2003г.). Вместе с тем, NURБАНК, Алматинский Торгово-Финансовый Банк и ТемирБанк занимают позиции ниже, чем в январе - сентябре 2002 года (см. Таблицу 1).
Таблица 1 - Объемы рекламы банков, январь - сентябрь 2003г.
Позиция 2003г. |
Позиция 2002г. |
Банк - рекламодатель |
Бюджет , USD |
% от общего |
Количество выходов |
% от общего |
1 |
1 |
КАЗКОММЕРЦБАНК |
2 487 331 |
32,3% |
4 478 |
23,5%
|
2 |
2 |
НАРОДНЫЙ БАНК КАЗАХСТАНА (HSBK) |
1 441 608 |
18,7% |
2 945 |
15,4%
|
3 |
5 |
ТУРАНАЛЕМ БАНК |
886 626 |
11,5% |
4 106 |
21,5%
|
4 |
3 |
БАНК ЦЕНТРКРЕДИТ |
646 897 |
8,4% |
1 169 |
6,1%
|
5 |
12 |
АЛЬЯНС БАНК |
598 073 |
7,8% |
1 674 |
8,8%
|
6 |
8 |
ВАЛЮТ-ТРАНЗИТ БАНК |
555 166 |
7,2% |
1 524 |
8,0%
|
7 |
4 |
NURBANK |
327 669 |
4,3% |
493 |
2,6%
|
8 |
10 |
БАНК КАСПИЙСКИЙ |
312 465 |
4,1% |
729 |
3,8%
|
9 |
6 |
АЛМАТИНСКИЙ ТОРГОВО-ФИНАНСОВЫЙ БАНК |
227 465 |
3,0% |
973 |
5,1%
|
10 |
7 |
ТЕМИРБАНК |
215 968 |
2,8% |
992 |
5,2%
|
ИТОГО: |
7 699 268 |
100,0% |
19 083 |
100,0% |
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламы по всем медианосителям приводятся в соответствии с прайс-листами без учета скидок и надбавок. При расчете количества выходов рекламы учитываются только рекламные ТВ и радио ролики. Все объемы радио рекламы рассчитаны на основе обработки радиоэфира за 3-4 дня в неделю с дальнейшим экстраполированием данных на оставшиеся дни. При проведении мониторинга наружной рекламы учитывались все рекламные конструкции, начиная с сити-формата размером 1.2х1.8.
Единственное отличие первой десятки банков - рекламодателей 2003 года от десятки 2002 года заключается в том, что появился новичок - Альянс Банк. На банки первой десятки пришлось 93,9% общего количества вышедших рекламных сообщений. Это больше, чем в прошлом году, по итогам январь - сентябрь 2002 года было 89%.
Изменения произошли и в наборе рекламируемых банками продуктов. В прошлом году наиболее заметными были депозиты. Вслед за ними следовали пластиковые карточки и денежные переводы. В январе - сентябре 2003 года самым рекламируемым продуктом оказались также депозиты и предоставление кредита под залог. Последнюю услугу предлагали Казкоммерцбанк, Народный Банк Казахстана (HSBK), Банк ЦентрКредит, NURБАНК, TEXAKABANK, Алматинский Торгово-Финансовый Банк, Валют-Транзит Банк, Lariba Банк, ЦеснаБанк и Альянс Банк.
В январе - сентябре 2003 года увеличилась доля рекламы банками пластиковых карточек и уменьшилась доля рекламы денежных переводов.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@gallup.kz).
Елена Юдина TNS Central Asia
|