Поэзия чая
С чего мы начинаем наш день, конечно с чашки чая. Чай не только поднимает настроение, но и дает заряд бодрости на целый день. Первыми открыли тайну черного листа китайцы. Сейчас чай - неотъемлемая часть жизни каждого. Рынок чая в каждой стране настолько разнообразен, что даже самый привередливый потребитель сможет найти тот вкус, который ему больше всего нравится.
Рассмотрим рынок чая в Казахстане. Результаты последнего опроса, проведенного компанией TNS Central Asia по одиннадцати крупнейшим городам Казахстана в рамках исследования MMI* сентябрь'2003, показали, что потребителями чая в Казахстане являются 99% респондентов. Из них активными потребителями данного напитка является 91%, т.е. данные респонденты потребляют чай несколько раз в день.
Наиболее известными марками чая, представленными на рынке Казахстана, являются чай "Assam", его знают 88% потребителей чая, "Принцесса Нури" - 61%, "Принцесса Канди", "Принцесса Гита" - по 57% и Lipton - данную марку знают 56% потребителей чая (см. Таблицу 1).
Чай "Assam" также является наиболее потребляемой маркой, 77% потребителей чая отметили, что потребляют данную марку, второе место по потреблению занимает чай "Lipton" - 41%, за ним идет марка "Piala" - 36%, "Алматинский чай" потребляют 33% потребителей чая, марку чая "Принцесса Нури" пьют 30% (см. Таблицу 2).
Таблица 1 - Наиболее известные марки чая** |
Таблица 2 - Наиболее потребляемые марки чая** |
Марка |
% |
Assam |
88 |
Принцесса Нури |
61 |
Принцесса Канди |
57 |
Принцесса Гита |
57 |
Lipton |
56 |
|
Марка |
% |
Assam |
77 |
Lipton |
41 |
Piala |
36 |
Алматинский чай |
33 |
Принцесса Нури |
30 |
|
Чаще всего потребители чая предпочитают марку "Assam" - 57%. Второе место по лояльности занимает "Алматинский чай" значительно уступая лидеру - 14%, марки чая "Piala", "Lipton" предпочитают потреблять чаще всего по 13% потребителей чая, "Аламан" предпочитают только 9%.
Марка |
% |
Assam |
57 |
Алматинский чай |
14 |
Piala |
13 |
Lipton |
13 |
Аламан |
9 |
Рассмотрим социально-демографический профиль потребителей, предпочитающих чай "Assam". Чаще всего чай "Assam" предпочитают потреблять женщины, люди в возрасте от 25 до 44 лет, работающие, а именно рабочие; среди неработающих больше всего потребителей данного чая можно встретить среди пенсионеров. Данный чай предпочитают чаще всего респонденты со средним уровнем дохода. Также потребителей чая "Assam" можно чаще встретить среди жителей города Алматы, чем среди жителей других городов Казахстана.
Диаграмма 1 - Социально-демографический профиль потребителей чая "Assam"*
На данный момент на рынке чая Казахстана основным лидером по знанию и потреблению является марка чая "Assam". Другие марки уступают лидеру и их продвижение на рынке требует значительного усилия со стороны производителей.
*Объем выборки составил 2436 респондента, в каждом городе пропорционально населению. Использовалась случайная репрезентативная выборка. Опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и больше, в возрасте от 15 лет и старше.
**все данные рассчитываются от потребителей чая.
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz).
Серажиева Сания TNS Central Asia
|